Сибирские огни, 2007, № 10
кательностью сюжетного действия, художе ственной силой изображения природы. Расцвет творчества Мамина-Сибиряка пришелся на 80-90 годы XIX века, т.е. совпал, как и наше время, с перевалом столетий, кри зисом традиционной для России духовнос ти, выходом на историческую арену новых социальных сил — буржуазии, пролетариа та. В литературе эти годы оказались отмече ны бурными поисками новых художествен ных форм, неостановимой сменой литера турных течений — символизма, акмеизма, импрессионизма и т.д. Лицо времени во многом определил богатый событиями и новыми именами Серебряный век — с его утратой целостной, едино-монолитной веры, каким было Православие, попытками обре сти истину в различных ересях, увлечением богостроительными и богоискательскими идеями, различными направлениями теосо фии, мистицизмом. Живя в это «опромет чивое» время, Мамин-Сибиряк в полной мере сумел сохранить свою личностную и творческую самобытность. Отличительную особенность его писательской позиции со ставило то, что он, подобно Чехову, предпо чел оставаться «вне направления», в сторо не от групповых пристрастий. И не то, что бы это все было ему не интересно и ко все му этому он был равнодушен, а в силу осо бенностей своего ума и характера, которо му чужды были скороспешность выводов, суета, честолюбие, мелочная амбициоз ность, погоня за громкой и сиюминутной славой. Важно, что в оценку творческой и лич ностной особости-самобытности писателя включился гамбургский счет — когда про фессионала оценивают профессионалы, и надо сказать, что эпитет «самобытный» ни к кому из писателей не применялся так часто, как к Мамину-Сибиряку: «Он был породис тый, сильный человек, цельный и целостный, неломкий, негибкий, негнущийся, — вспо минал о нем известный писатель, публицист, издатель С.Я. Елпатьевский. — Он был как обломок яшмы, красивой узорчатой яшмы, занесенной далеко от родных гор...»2. Возникновению такой «человеческой породы» способствовали биографические обстоятельства Д. Мамина-Сибиряка, осо бенности полученного образования, многие остро драматические повороты его личной и семейной жизни. Родина Д.Н. Мамина- Сибиряка — Урал: Висимо-Шайтанский за- 2 Цит. по: Стариков В. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Крат кий биографический очерк. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 М., 1980. — С. 26. вод Верхотурского уезда Пермской губернии. Родился он в семье заводского священника, и убеждение, что все мы родом из детства, на глядно подтверждал как объективно — всем опытом своей жизни уже взрослого челове ка, свято хранящего вдуше память о родитель ском доме, так и субъективно— путем утвер ждения значимости семейных ценностей как в художественно-мемуарной, так и в эписто лярной форме: «Как сейчас вижу старый де ревянный дом, глядевший на площадь пятью большими окнами. Он был замечателен тем, что с одной стороны окна выходили в Евро пу, а с другой стороны— в Азию. Водораздел Уральских гор находился всего в четырнад цати верстах»3. Читателя и сегодня трогают душевной теплотой и лирической взволнованностью его воспоминания «Из далекого прошлого», из которых биографы Мамина-Сибиряка черпают богатый материал для реальных представлений о начальной поре — истоках формирования уникальной личности писа теля. «Хорошая семья, крепкая старинными устоями» обрела в его творческом сознании значение непреходящей ценности благода ря родной семье, где получил навсегда за павшие в душу уроки добра, сострадания чужому горю, верности жизненному при званию и радости честного труда, способно сти удовлетворяться малым и не желать лиш него: «Да, там, за стенами нашего дома были и голодные сироты, и больные, и обижен ные, и пьяные, и глубоко несчастные... Мысль о них отравляла то относительное довольство, каким пользовалась наша семья, и мне глубоко запали в душу слова, которы ми отвечал обыкновенно отец, если я при ставал к нему с требованием что-нибудь ку пить: — Ты сыт, одет, сидишь в тепле, а о тальное — прихоти. Кажется, что проще этих слов и кто их не знает, но они навсегда остались в моей голове, как своего рода маленькая програм ма для личных потребностей. Одним словом — «прихоти» — сказано все...Ведь это гро мадное богатство — не завидовать и не же лать того, что является излишеством и бес смысленной роскошью. А сколько людей томится вечной неутолимой жаждой имен но такой роскоши, для которой приносится все в жертву...»4. Простой российский свя 3 Мамин-Сибиряк Д.Н. О книге. Книжка с кар тинками. Собр. соч. в 10 т. Т 10. М., 1958— С. 292. 4 Мамин-Сибиряк Д.Н. Из далекого прошло го. Воспоминания. Отрезанный ломоть. Собр. соч. в 10 т. Т. 10. М., 1958. — С. 207.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2