Сибирские огни, 2007, № 10
Полюс недоступности — это равноудаленная от суши географическая точка на карте полярного бассейна. Достижение этой центральной точки Арктики было преде лом мечтаний многих поколений полярных исследователей. Неоднократные попытки покорить полюс недоступности неизменно заканчивались неудачей. Наконец весной 1941 года это удалось осуществить советским авиаторам. В ставшем историческом полете самолета «СССР Н-169» принимал участие эки паж в составе командира корабля И. Черевичного, второго пилота М. Каминского, штурмана В. Аккуратова, бортинженера Д. Шекурова, радиста А. Макарова, бортме хаников В. Барукина и А. Дурманенко. Кроме того, на борту находились полярные исследователи-гидрологи Я. Либин и Н. Черниговский, астроном М. Острекин. Рассказывает заслуженный штурман СССР В. Аккуратов: «Кроме фотографий о тех событиях сохранились у меня полетные карты и бортовые журналы. Мы ведь трижды туда летали, оставаясь в разных местах этого «белого пятна» по пять — девять суток: ученые вели различные исследования. Наш самолет был первой совет ской летающей лабораторией. С тех пор полеты специально оборудованных самоле тов-лабораторий с многочисленными посадками на дрейфующие льды стали веду щим методом исследований высоких широт. В то время в центральном полярном бассейне оставалось неисследованным огромное «белое пятно», лежащее между географическим полюсом и 77 параллелью к северо-северо-востоку от острова Вран геля. Район, по площади равный нескольким европейским государствам, — 4 милли она квадратных километров. И в центре его — Полюс недоступности, условная точ ка, от которой до каждого ближайшего берега почти полторы тысячи километров. Там же предполагалось местонахождение суши. Американский ученый Гаррис, изучив характер приливных волн, утверждал, что в том районе лежит большой неиз вестный остров. У нас были предшественники, славные парни, знаменитые американские лет чики Герберт Уилкинс и Бен Эйельсон. С их именами связано начало проникновения авиации в высокие широты Центральной Арктики. Еще в 1927 году, вылетев с мыса Барроу на Аляске, они пытались достичь Полюса недоступности, но, не долетев до него 650 километров, совершили вынужденную посадку. С огромным трудом им удалось возвратиться. Несмотря на неудачу, они добыли первые сведения о районе, где не ступала нога человека: сделали промеры глубины океана — она оказалась 5540 метров. Эйельсон, попав в пургу, разбился в 1929 году на чукотском побережье. А Уилкинс не отказался от мысли достичь «белого пятна»... И вот весной 1941 года после тщательной подготовки, во время которой был учтен опыт Уилкинса и Эйель- сона, мы, стартовав с острова Врангеля на четырехмоторном самолете «СССР Н- 169», сели на дрейфующий лед Полюса недоступности и установили там алый флаг нашей родины». Вспоминает Н. Черняговский: «Наш самолет базировался в бухте Роджерса на острове Врангеля, оттуда и совершались вылеты в район Полюса относительной недоступности. Полмесяца работали мы на ледяных полях. Лагерь состоял свего из 4 палаток... Работа шла круглосуточно — пока один спит — двое проводят исследова ния. Надо сказать, что данные, которые удалось получить, заставили по-иному взгля нуть на этот район Арктики. Например, к общему нашему изумлению, счетчик глубоководного лота отсчитал глубину всего в 2657 метров... Оказалось ошибочным и представление о льдах Центральной Арктики, как о сплошном массиве паковых льдов. Мы убедились, что здесь были ледяные поля и обломки многолетних и мелко битых льдов. С тех пор этот район Арктики — в постоянном поле внимания советс ких исследователей. Отсюда, как правило, начинают свой дрейф научные станции «Северный полюс». Именно здесь в 1948 году сотрудниками воздушной высокоши ротной экспедиции была открыта подводная возвышенность, названная хребтом Ломоносова. Позднее к нему прибавились другие подводные хребты». (Подводные хребты, о которых упоминает Черняговский, есть ничто иное как шельфы, хранящие несметные богатства природных полезных ископаемых, за разра ботку которых разворачивается нешуточная борьба между странами арктического бассейна. Американские пилоты Уилкинс и Эйельсон не обнаружили шельфа, не были в районе шельфа, об этом говорит замеренная ими глубина океана — 5540 метров, зато подводную возвышенность, шельф, обнаружили весной 1941 года со ветские гидрологи. Россия, как правопреемница СССР, является страной-первоотк- рывательницей шельфов и, стало быть, имеет на них неоспоримые права. — В. Т.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2