Сибирские огни, 2007, № 10
31 июля 1914 года пароход «Печора» с разобранным самолетом на борту вышел в море, а 3 августа достиг Крестовой Губы на Новой Земле. Спустя четыре дня самолет собрали и над Арктикой впервые зарокотал мотор самолета. Тактико-технические дан ные самолета «Фарман», хотя и считавшегося по тем временам первоклассным само летом, были невысоки: он имел мотор в 70 лошадиных сил, грузоподъемность 300 килограмм, скорость полета 100 верст в час. Никаких приборов для выполнения «сле пого» полета в облаках не имелось, так же как и противообледенительной системы. 21 августа 1914 года произошло историческое событие. В небе Арктики произ вел первый полет русский пилот (следующий полет в Арктике будет совершен совет ским полярным летчиком Борисом Григорьевичем Чухновским только через десять лет. — В. Т.). Взлетев вместе с находящимся на борту механиком матросом Кузнецо вым, Нагурский решил осмотреть западные берега Новой Земли. Однако резко ис портившаяся погода не позволила в полной мере осуществить задуманное. В тумане и облаках Нагурский еле нашел «окно» для снижения и производства вынужденной посадки. Весь полет продолжался 4 часа 20 минут, самолет преодолел расстояние в 420 верст. Потом были еще полеты, вынужденная посадка с отказавшим мотором... И была впервые проведенная в Арктике авиационная ледовая разведка! Выполнена она по просьбе капитана «Андромеды» в районе Горбовых островов. Арктическая одиссея Нагурского закончилась 10 сентября 1914 года. В этот день пароход «Печора» прибыл с самолетом на борту в порт Александровск на Мурма- не, откуда экспедиция и начиналась. И хотя «Св. Фоку» найти не удалось, результаты и опыт по использованию авиации в суровых северных условиях был получен. Био граф Нагурского М. Е. Жданко писал: «...Нельзя не сказать с отрадным чувством для русского человека, что не только на поприще мореходства, как с целью промышлен ной, так и с целью научной, но и на поприще авиации в высоких широтах полярных стран первенство принадлежит русским людям: русским поморам-промышленни- кам, русским гидрографам и, наконец, русскому же офицеру-летчику». Судьба русского летчика Яна Нагурского необычна. Поляк по национальности, он, находясь на военной службе в России, получил русское имя Иван. Это сыграло роковую роль в дальнейшей его судьбе, внеся путаницу и неразбериху в труды ис следователей его биографии. Я. И. Нагурский храбро сражался в Первую Мировую войну, награжден 5 рос сийскими орденами. Его именем названа одна из полярных станций на Земле Фран ца-Иосифа. О его летном мастерстве можно судить по одному факту: Л1 сентября 1916 года он первым в истории морской авиации на летающей лодке конструктора Григоровича «М-9» выполнил «мертвую петлю». Летом 1917 года самолет Нагурс кого был сбит над Рижским заливом. Это видели летчики группы, ведущим которой Нагурский в этом полете являлся. О чем было доложено командованию. Нагурский попал в списки погибших. Матери в Польшу направили извещение: «Ваш сын погиб во славу русского оружия...» Однако ему и механику Евгению Кузнецову, тому са мому, который участвовал в первых арктических полетах, удалось спастись, в море их подобрала русская подводная лодка. Потом было лечение, работа в управлении морской авиации и воздухоплавания, поездка на родину, где он и остался навсегда. Мать в живых не застал, извещение о гибели сына сделало свое черное дело. И в то время, когда друзья оплакивали гибель отважного летчика Ивана Нагурского, Ян Нагурский преспокойно жил в Польше. Работал инженером-конструктором, увле кался литературой. В пятидесятые годы прошлого века в Польше вышла книга о первооткрывателях Арктики, прочтя которую Нагурский узнал многое о себе и своей гибели... Последо вала встреча с советским радио-журналистом Ю. Гальпериным, голос легендарного летчика прозвучал в эфире радиостанций Советского Союза. В 1956 году он приехал в СССР. Встречался со старыми друзьями. Скончался Я. И. Нагурский в 1976 году. (В Санкт-Петербурге в Центральном военно-морском музее, в секторе «Исто рия русского флота» хранится фотоальбом Яна Иосифовича Нагурского, многие годы путешествовавший по разным странам, побывавший у многих владельцев, и наконец возвращенный французским гражданином А. Литвиновым туда, где ему и по ложено находиться. — В. Т.) ПОЛЮСНЕДОСТУПНОСТИ Много славных дел по изучению и освоению Арктики на счету авиации, обо всем в короткой статье невозможно даже упомянуть. И все же следует сказать не сколько слов о выдающемся достижении русских летчиков, о покорении ими Полю са недоступности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2