Сибирские огни, 2007, № 10

ки людей, которые были приняты за исчезнувших норвежцев. В действительности же это оказалась одна из стоянок членов экспедиции геолога В. Русанова (1912 — 1913 гг), что было установлено позднее научно-спортивной экспедицией газеты «Комсо­ мольская правда» (1974 год). Летом 1922 года Бегичев принял участие в экспедиции геолога Н. Н. Урванцева, который на рыбачьей лодке спустился с маршрутно-геологической съемкой по реке Пясине, от верховий до устья и далее, совершив морской переход под парусом вдоль берега от устья Пясины, через Диксон до устья Енисея. Во время этой экспедиции, при остановке на привал, Бегичев обнаружил рас­ сыпанную почту Амундсена, предметы снаряжения норвежцев, а на восточном берегу гавани Диксона — останки Тессема. Во время своих путешествий Бегичев вел дневники, обстоятельные записи посе­ щенных им мест. Вот что заключила по поводу этих материалов Полярная комиссия Академии наук СССР (1932 г.): «Материалы Н. А. Бегичева представляют несомнен­ ный научный интерес, несмотря на то, что сам Бегичев не был исследователем по специальности, и наблюдения его не могли, по отсутствии у него необходимой под­ готовки, носить строго научный характер. Но наличие наблюдательности и не вызы­ вающая сомнений добросовестность записей придает им значительную ценность. Особенно это относится, естественно, к той части записей, которая посвящена опи­ санию таких районов, которые никем, кроме Бегичева, описаны не были и для кото­ рых, таким образом, материалы являются единственными». В 1925 году Бегичев предложил Губернскому союзу кооперативов освоить про­ мыслом побережье Карского моря северо-восточнее Диксона: построить сеть про­ мысловых зимовок, организовать промысловую артель. Губсоюз кооперативов под­ держал его предложение и летом 1926 года Бегичев спешно набрал артель промыш­ ленников, добрался до побережья Пясинского залива, где вблизи мыса Входного ос­ новал свою зимовку. Быстро наступила осень, полярная зима... Ряд непредвиденных неудач обрушились на зимовщиков. Тяжело заболел цингой Н. А. Бегичев и 18 мая 1927 года умер. Похоронен товарищами недалеко от избы. (С подачи Бегичева на Север было обращено внимание. 15 ноября 1925 года в «Правде» была опубликована информация: «Совещание крупнейших заготовитель­ ных организаций Сибири решило установить воздушное сообщение по линии Крас­ ноярск — Туруханск. Средства на пробный зимний полет собраны...» — В. Т.) АВИАЦИЯИАРКТИКА С развитием технического прогресса полярные исследователи стали получать все более совершенную технику, парусные корабли уступили место судам паровым, а затем наступил век и атомных ледоколов. Однако наибольшие успехи в исследовании Арктики связаны с авиацией. Приоритет русских в освоении Севера подкреплен был появлением в небе Арктики первого самолета, пилотируемого русским летчиком. Шел 1914 год. В самом начале этого года в мировой печати стали появляться сообщения о том, что начавшаяся еще в 1912 году русская полярная экспедиция, возглавляемая Г. Я. Седовым, по всей видимости погибла, корабль «Св. Фока» раз­ давлен льдами. Вместе с тем высказывались соображения, что люди могли уцелеть и спастись, зазимовав где-нибудь в районе к югу от Земли Франца-Иосифа и западнее Новой Земли. Отсутствие сообщений требовало от правительства России принятия срочных мер по организации поиска пропавшей экспедиции, а заодно и пропавших других полярных исследователей — Брусилова, Русанова и их спутников. Конечно, для этой цели годились все традиционные способы передвижения: морские суда, собачьи упряжки. Но уж очень заманчивым представлялось использование лета­ тельных аппаратов. Все-таки скорость перемещения у них несравнимо выше. И за короткое северное лето и светлое время можно обследовать большие пространства. Было решено направить на поиски пропавших экспедиций корабли «Грета» и «Пе­ чора» под общим командованием капитана I ранга Ислямова и придать экспедиции самолет. Так как дело было новое, опыта полетов в Арктике до этого не имелось, а на самолетах отсутствовали самые необходимые навигационно-пилотажные приборы, то и пилот требовался опытный и обладающий незаурядной смелостью. Участвовать в спасательной экспедиции дал согласие военный летчик поручик Нагурский. Ему поручили самому выбрать марку самолета, наиболее приспособленного по его мнению к полетам в высоких широтах. Таким самолетом ему показался гидроплан «Фарман». Прибыв в Париж, Нагурский лично наблюдал за постройкой самолета, затем за его погрузкой и отправкой в порт Александровск на Мурмане.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2