Сибирские огни, 2007, № 10

провел промер и съемку Быковской протоки, залива Неелова и устья реки Оленек. По окончании полевого сезона 1921 года он торопился с обработкой материалов экспедиции, обосновав строительство морского порта в бухте Тикси, планировал поездку в Петроград. Неожиданно заболев сыпным тифом, 9 декабря 1921 года Ф. А. Матисен умер в г. Иркутске. Могила его также неизвестна. По возвращении с Севера морской спасательной партии в г. Иркутск в личной жизни А. В. Колчака произошло событие — женитьба на Софье Федоровне Омиро- вой. 18 марта 1904 года состоялась церемония бракосочетания, на которой свидете­ лем со стороны жениха присутствовал друг по полярным странствованиям боцман «Зари» Н. Бегичев. Через три дня Колчак и Бегичев выехали на Дальний Восток, в Порт-Артур, а молодая жена со свекром Василием Ивановичем — в Петербург. По прибытии в Порт-Артур Колчак явился к адмиралу Макарову с просьбой назначить его на более активную должность. К этому времени состояние здоровья Александра Васильевича после «поляр­ ных одиссей» было далеко не благополучно — суставный ревматизм — результат продолжительного пребывания на Севере в экспедиционно-полевых условиях. Колчак получил назначение на крейсер «Аскольд», где по мнению адмирала С. О. Макарова Александру Васильевичу служба позволяла немного отдохнуть и по­ жить в человеческой обстановке. После гибели адмирала Макарова Колчак был назначен на минный заградитель «Амур», а затем переведен на миноносец «Сердитый» на должность командира. Однако к этому времени физические силы Александра Васильевича были подорва­ ны и он заболел тяжелым воспалением легких, что заставило его лечь в госпиталь. Через месяц, оправившись от болезни, Колчакь снова продолжал командовать мино­ носцем. К осени же состояние здоровья ухудшилось. Однако и тогда он продолжал самоотверженно сражаться. Ему удалось поставить минную банку на подходах к Порт- Артуру, на которой взорвался японский крейсер «Такосадо». Осенью 1904 года Колчак перешел на сухопутный фронт и командовал батареей морских орудий на северо-восточном форту крепости. На этой батарее он сражался до сдачи Порт-Артура. Александр Васильевич в эти дни едва держался на ногах и еле-еле ходил. При­ шлось снова лечь в госпиталь. Был легко ранен, но ревматизм совершенно свалил его с ног. Будучи тяжело больным, оказался в японском плену, из которого был освобожден весной 1905 года и через Америку возвратился в Россию. Боевые заслу­ ги Колчака были отмечены орденами и Георгиевским оружием — золотой саблей с надписью «За храбрость». В Петербурге Колчак был освидетельствован медицинской комиссией и при­ знан совершенным инвалидом, ему был дан четырехмесячный отпуск для лечения на водах. С осени 1905 года Колчак был откомандирован в распоряжение Академии наук и был занят обработкой научных результатов Русской Полярной экспедиции (1900 — 1903 гг). Вскоре в Русском Географическом обществе он получил высшую научную награду — Большую Коистантиновскую золотую медаль за организацию и проведе­ ние морской экспедиции на остров Беннета в 1903 году. В 1906 году Колчак возглавил группу передовых офицеров флота, решив занять­ ся проблемой возрождения русского Военно-Морского флота, его могущества. С его участием была разработана большая записка о создании морского генерального штаба. В апреле 1906 года был создан морской генеральный штаб, в который вошел и А. В. Колчак, получив звание капитана 2 ранга. В штабе он заведовал Балтийским «театром военных действий». В 1908 году Главное Гидрографическое управление выступило с проектом орга­ низации гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. В разработке этого проекта самое активное участие приняли Коломейцев, Матисен и Колчак — как имевшие за плечами опыт плавания в полярных морях. По чертежам корабель­ ного инженера Матросова, при непосредственном участии Ф. А. Матисена и А. В. Колчака, на Невском судостроительном заводе были заложены два ледокольных па­ рохода — «Таймыр» и «Вайгач». Суда строились под непосредственным наблюде­ нием Колчака и обязаны ему своим превосходным по тому времени оборудовани­ ем. Матисен и Колчак были назначены командирами строящихся для экспедиции гидрографических судов. С новым назначением Колчак полностью окунулся в ат­ мосферу подготовки к новой экспедиции. В 1909 году экспедиционные суда были спущены на воду и Колчак на «Вайгаче» осенью ушел на Дальний Восток. Маршрут пролегал через Средиземное море и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2