Сибирские огни, 2007, № 10

Когда началась Русско-Японская война, Коломейцев добровольно вызвался идти в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и был назначен командиром миноносца «Буйный». ...В Цусимском сражении корабль Коломейцева подобрал из воды значительную часть команды потопленного броненосца «Ослябя», в затем подошел к гибнущему флаг­ манскому броненосцу «Суворов». И хотя командующий эскадры адмирал Рожественс- кий терпеть не мог Коломейцева за самостоятельность взглядов и решений, ему при­ шлось перейти на борт «Буйного», т. к. назначенный наблюдатель за флагманом люби­ мец адмирала командир миноносца «Бедовый» Баранов позорно бежал с морского поля боя. Когда на следующий день штаб Рожественского предложил Коломейцеву приго­ товить белый флаг для сдачи в плен при встрече с японскими кораблями, Коломейцев пригрозил их арестовать! Ночью адмирал со свитой перешел на борт «Бедового», на котором и сдался в плен. Миноносец «Буйный», из-за невозможности исправить полученные в бою по­ вреждения, пришлось затопить. Коломейцев с остатками экипажа перешел на борт крейсера «Дмитрий Пожарский», на котором героически сражался до гибели кораб­ ля. Тяжело раненным попал в плен. По возвращении из японского плена Коломейцев был награжден Георгиевским оружием — золотой саблей с надписью «За храбрость». После Русско-Японской войны, как один из наиболее опытных морских офице­ ров, он несколько лет был членом различных комиссий, обсуждавших способы воз­ рождения русского Военно-Морского флота. Участвовал он и в комиссии, обосно­ вавшей необходимость исследования Северного Морского пути и разработке про­ екта и подготовки гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, и постройки ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач». В 1910 году капитан 1 ранга Коломейцев командовал линкором «Слава», а в 1913 году, уже в звании контр-адмирала, его назначили командиром Первой дивизии крей­ серов Балтийского флота. После февральской буржуазно-демократической революции, в марте 1917 года, Николай Николаевич Коломейцев вышел в отставку. Ему в то время было около 50 лет. Талантливый и смелый моряк, он не смог пережить надвигавшихся ужасов рево­ люционного хаоса... И вскоре от паралича сердца умер в Петрограде. Место его могилы в настоящее время неизвестно. По окончании дел, связанных с участием в РПЭ, Ф. А. Матисен был откоманди­ рован для прохождения службы на Балтийском флоте и получил в командование миноносец № 110, на котором нес службу по охране побережья Финского Залива. С началом Русско-Японской войны Ф. А. Матисен в должности старшего штурма­ на крейсера «Жемчуг» участвовал в переходе с Балтики на Дальний Восток в составе 2- й Тихоокеанской эскадры и участвовал в Цусимском сражении. Затем командовал миноносцем «Прозорливый» и служил старшим офицером на крейсере «Диана». В 1907 году Матисен был назначен наблюдающим за строительством ледоколь­ ных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» для предстоящей гидрографической экспеди­ ции Северного Ледовитого океана. Пароходы строились на Невском судостроитель­ ном заводе. Вместе с известными полярными исследователями А. И. Вилькицким и А. И. Бунге почетные полярники-офицеры РПЭ Коломейцев, Матисен и Колчак уча­ ствовали в составлении плана и программы для предстоящего исследования Север­ ного Морского пути. В 1909 году гидрограф-геодезист Ф. А. Матисен, капитан 2 ранга, был назначен командиром л/п «Таймыр» и командовал им в первые месяцы плавания. Экспеди­ ция отправилась в плавание вокруг Евразии на Дальний Восток... Нелепая случай­ ность (неисправность в машинно-котельном отделении, создавшая аварийную ситу­ ацию) послужила причиной смены командира, вследствие чего Федору Андреевичу Матисену не посчастливилось участвовать в знаменитом предприятии, завершив­ шимся великим географическим открытием — Северной Земли (1913 год). До 1916 года Матисен служил на Амуре, командовал канонерскими лодками «Ураган», «Орочанин» и «Сибиряк». Октябрьская революция застала Федора Андреевича в Петрограде. Верный иде­ алам гидрографии, не вдаваясь в политику, он без колебаний продолжал идти по тернистому жизненному пути исследователя и весной 1920 года, по окончании Граж­ данской войны, возглавил гидрографическую экспедицию к устьям рек Лены и Оле­ нек, организованной Иркутским управлением водного транспорта. Федору Андрее­ вичу в то время было 48 лет. Страдая болезнью сердца, он, тем не менее, тщательно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2