Сибирские огни, 2007, № 10
Становилось ясно, нужны отечественные подготовленные специалисты, а для этого следует обратить внимание на систему российского образования. Широкий практический ум Сидорова сразу навел его на верный путь по борьбе с общей темнотой и экономической отсталостью страны. По его мнению, только просвещение могло вывести население из приниженного положения и дать в его руки надежное оружие для защиты его от эксплуататоров. Находясь с народом в непосредственом тесном общении при своих много численных поездках по самым отдаленным и глухим углам России, М. К. Сидоров подметил природную сметливость и энергию русского человека, которые ждали только надлежащего выхода на вольный простор и применения к живой работе. Зная народ, он всегда горячо протестовал против нападок на пассивность и лень русского человека. После Московской выставки он писал: «Мы всю вину складываем на славянс кую лень, что неправильно, так как не она причиною, как доказывает и сама Москов ская выставка, а те администраторы, которые распоряжаются народным трудом. Гений народа, при всем его гнете, удивил иностранных промышленников изобрета тельностью и смышленостью. Между тем, наши высшие администраторы, не зная сами близко русского народа и не посещая никогда Севера, сваливают всю вину на бездеятельность русского человека, на его апатию и пр.» Как только он перенес свою деятельность в Туруханский край, то первым его делом было учреждение школы при Туруханском Троицком монастыре для местных инородцев. «Надеясь на открытие морского пути в устья рр. Оби и Енисея, — писал М. К. Сидоров, — я заботился о том, чтобы наши инородцы, особенно кочующие на Севе ре, понимали по-русски, умели читать и писать и получили такое образование, кото рое содействовало бы улучшению их положения». Положение инородцев было кошмарное. В 1863 году доверенное лицо Сидорова Ю. И. Кушелевский писал после обсле дования Обской губы: «Бедность тазовских и туруханских инородцев поразитель на! Не знаю, с чем ее и сравнить; они хуже каждого нищего, потому что им некому протянуть руки за подаянием... Невольно приходит мысль, когда придет то счастли вое время, что инородцы получат средства и возможность извлекать и сбывать богатства, которые рассыпаны в их благодатной стране. Будем надеяться, что не- счастие их скоро минет..., что скоро они получат средства к безбедному существо ванию...» Так писал исследователь Севера Юрий Иванович Кушелевский полтора столе тия назад, но счастливое время для северных народов так и не наступило. И теперь уж, видно, не наступит. Богатство природными ресурсами мест обитания и кротость «инородцев» тому причиной. Ничто не остановит хищников, почуявших добычу. Чтобы завладеть богатствами недр, например Эвенкии, выгодно переселить в города всех эвенков вместе с их оленями, каждому эвенку и оленю предоставив по благоус троенной квартире. Но помещенный даже в золотую клетку эвенк, — еще не есть счастливый эвенк. Потому что он лишен привычной среды обитания. Меж тем нали цо тенденция к совершению «великого аргиша» из тундры в города. Принесет ли счастье северным народам сооружение на Ангаре ГЭС вместе с алюминиевым комбинатом и ЦБК, резко ухудшающих среду обитания коренных жителей, факти чески лишающих их многовековых традиций быта, при том что «хозяева», чтобы не платить налоги в местную казну, собираются зарегистрировать предприятия в оф шорных зонах... Недовольство обманутых народов будет по инерции обращено про тив «русского старшего брата», хотя у нас теперь нет национальности. Но так уж повелось на Руси с тех давних пор, когда русские пришли в Сибирь. «На русских лежит святая обязанность улучшить участь кочующих на Севере племен, — писал Сидоров. — Мы, подчиняя их своей власти, обязались это сделать перед ними. Меж ду тем они от нас всю жизнь терпели, а может быть и до сих пор терпят обиды и разорения и, несмотря на все стеснения, остаются в то же время самыми строгими исполнителями приказаний наших становых». Сидоров постоянно делал пожертвования для содержания школ и приютов в Красноярске, Тобольске, Архангельске, Усть-Сысольске, Березове, Ижме, Омске и других городах, во многих учебных заведениях имел своих стипендиатов. В Архан гельске он оказывал материальную поддержку Шенкурскому женскому монасты рю, настоятельницей которого являлась его мать... «В 1865 году я пожертвовал 60 ООО рублей для распространения грамотности в Тобольской губернии, в распоряжение тогдашнего губернатора Деспот-Зеновича. Но губернатор Енисейской губернии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2