Сибирские огни, 2007, № 10
широте 73 градуса 46 минут). В большой губе к востоку от этого мыса, губе Сафроно вой, Баренц выходил на берег, но не нашел людей, а только следы их пребывания. 31 июля Баренц достиг Оранских островов, вероятно, острова Максимкова, в широте 74 с половиною градуса, крайнего предела, до которого доходят русские промышленники. Этот пункт на этот раз был также пределом плавания Баренца. Видя, что дальнейший путь ему загроможден льдами и принужденный ропотом своих людей, он 1 августа повернул назад с тем, чтобы соединиться с отрядом Нэя и узнать от него, не нашел ли он со своей стороны какого-либо прохода. Затем Баренц прибыл к Мучному Носу русских промышленников. Тут он съез жал на берег и нашел зарытые в земле 6 кулей ржаной муки, из чего заключил, что там были люди, но скрылись при виде чужих пришельцев. Недалеко оттуда стояли три деревянных дома, в которых лежало множество разнообразных бочек, из чего видно было, что тут, вероятно, производилась ловля семги. Находящейся в этом ме сте безопасной гавани Баренц дал имя Мучной... Он был остановлен льдами, выне сенными из Карских Ворот, и оттого не мог достигнуть самой южной оконечности Новой Земли. Направляясь к юго-западу, он в широте 69 градусов 15 минут достиг островов Матвеева и Долгого, где опять соединился с судами Нэя, который только прибыл туда от Вайгача и думал, что Баренц обошел вокруг всей Новой Земли. Баренц и Нэй возобновили экспедицию в 1595 году. Она состояла из 7 судов под начальством Нэя. 7 августа они обогнули Нордкап и 19 прибыли в Югорский Шар. У Вайгача он нашли самоедов и две русские лодьи, из которых одна была из Пинеги. От них они узнали, что ежегодно из Холмогор несколько лодей ходят в р. Обь и далее к Енисею с сукнами и другими товарами. 8 сентября, встретив сильный лед, суда под началь ством Нэя возвратились; между тем Баренц, который отправился на северо-восток, остался на северо-восточной оконечности Новой Земли на зимовку. Весной, 14 июня, его экспедиция вышла в море, а 20 июня умер Баренц. 28 июня экспедиция прибыла в губу Строгановскую, где встретила две русские лодьи и получила от бывших на ней промышленников хлеб, копченую дичину и всякую помощь. 3 августа она направи лась к берегу материка, который увидела на следующий день около реки Печоры. В дальнейшем плавании экспедиция уже чаще встречала русских, которые оказывали ей всякую помощь. 2 сентября она возвратилась в Колу, а 3 ноября благополучно прибыла в Амстердам. Из 17 человек 15 увидели родной берег, а двое пали жертвою утомления и суро вого климата. Итак, из собственного описания англичанина Стефана Бурро, первого европей ца, посетившего Новую Землю, и голландца Баренца, через 40 лет после Бурро при бывшего к Новой Земле, видно, что ни тот, ни другой не причисляют Новую Землю к своим открытиям, а напротив, каждый из них свидетельствует о той высокой степе ни, на какой тогда, т.е. 325 лет назад, стояло русское мореходство. Они собственными глазами видели русские суда, плававшие к Печоре и из Колы, и из Холмогор, и даже из Пинеги, и все они направлялись к Оби мимо Новой Земли. Баренц находил следы жизни на Новой Земле и видел даже постройки русских, которые снабдили его, а впоследствии и его экспедицию, провизией и спасли ей жизнь. Итак, академик Миддендорф, сообщая свое мнение, что открытие Новой Земли сделано голландцами, руководствовался не истиною, а какими-нибудь другими со ображениями ... может быть, желанием приписать это открытие иностранцам... Нельзя же в самом деле предполагать, чтобы русский академик, и притом писатель и путе шественник по глубокому Северу, не знал, что новгородцы, т.е. русские, посещали Новую Землю за 500 лет ранее первого появления на ней голландцев. Замечательно, что немецкие ученые, не состоящие в подданстве России, утверждают, что Новая Земля открыта именно русскими и что она даже населена была русскими не только до прибытия к ней Баренца, но до прибытия к ней даже и Бурро... Между тем русские немцы, и притом русские академики, не признавали за русскими способности к морским открытиям... В XVIII веке знаменитый английский министр Вальполь говорил в парламенте: «Если Россия, взяв за образец Данию, учредит, ободрит и поддержит торговые това рищества, то наша и голландская торговля в состоянии ли будут устоять от этого поражения? Если эта держава примется за умножение своих купеческих морских кораблей, тогда пропадут Англия и Голландия. Возможность, какую имеет Россия в построении судов, оправдывает мое беспокойство». Почти в то же самое время другой государственный человек Англии, Пиль, выразился так по этому предмету: «Россия в деле мореплавания — опасный сопер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2