Сибирские огни, 2006, № 6
КОРОТКО О КНИГАХ ГеоргийЮрьев. Записки провинциаль ного паталогоанатома. Рассказы. —Но восибирск: Изд-во «Свиньин и сыно вья», 2005. Редко в беллетристике можно встретить книгу, где медицинская практика становилась бы неплохой прозой. В этой книге прозой стала паталогоанатомия, и сделал это, пожа луй, впервые, даровитый, но неизвестный до сих пор Г. Юрьев (скрывшийся под псевдо нимом). Удалось ему это благодаря не толь ко известной доле цинизма, которой облада ет любой врач, но знанию литературы и фи лософскому складу ума. В итоге почти каж дый рассказ книги имеет такой алгоритм: повествователь приезжает в очередной про винциальный N-ск, вспоминая по ходу строчку из Фета, К. Пруткова, Набокова и т.д., вскрывает «проблемного» покойника, обна руживает подлинную причину смерти («ДВС-синдром», туберкулез надпочечни ков, менингококкцемия и проч.) и отъезжа ет, вновь цитируя классика или Писание: «Распрямись ты, рожь высокая...» или «Для чего Ты, Господи, как чужой в этой земле...». Но еще чаще Г. Юрьев «цитирует» себя. Эта, несколько неожиданная здесь, склонность к афористике проявляется уже на первой стра нице, где автор заявляет: «Написав эту книж ку, я пустил за кулисы несведущих в медици не не ради того, чтобы их поразить, а для того чтобы показать, как трудно служить в меди цине и то, как еще умеют служить». Татьяна Янушевич. Мифология дет ства. — Новосибирск: Изд-во «Свинь ин и сыновья», 2005. Такие книги, приходящие к писателю из детства, невозможно анализировать, их мож но лишь цитировать: «В зимний вечер из кухонного окна — открытка: домики стоят, укутанные в ватный снег в блестках, желтые окошки, из труб дымок, небо — чернь со снежным серебром...» и т.д. Этот стиль, на поминающий «детские» произведения А. Белого или И. Бунина, автор предисловия Г. Прашкевич определил так: «Она (Т. Януше вич) живет и разворачивается в сюжет». Труд но, однако, назвать сюжетом прихотливые «цепи ассоциаций», которыми буквально одержима автор. В итоге к финалу эта книга, до этого имевшая хоть какие-то признаки сюжетности, превращается в реестры обра зов: «То, что бывает вдруг» — «Пук! -— уж конечно...»; «Из песен я больше всего люб лю» — «Старинные...»; «Желтое» — «Под солнухи...» и т.п. Впрочем, взяв высокую ноту лирико-живописующего проникнове ния в свое «Я», писательница не до конца ее выдерживает: в книге ощущается недостаток свежести, оригинальности. Геннадий Токарев. Вести дневник на фронте запрещалось. — Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2005. По содержанию, а главное, по строю повествования, эта книга представляет собой дневник советского человека военной поры. Скупой на эмоции и щедрый на детали, ав тор неторопливым дневниковым стилем движется от 1938-39 гг. (службы на Дальнем Востоке) к современности; середину запол няет главное — Великая Отечественная вой на. Дисциплинированный и с военной и с нравственной точек зрения, исполнитель ный, наблюдательный, инициативный, он внушает к себе уважение и как личность и как автор, сумевший без особых претензий на «творчество» представить облик «своей» войны. Читателю тут запомнится многое. Например, гречневая каша, которую оголо давшие «молодые» доедают за «дедами», жареный кот, которым немец посмел потче вать «советского офицера», расстрел дезер тиров, рискованный отказ от ампутации ноги в госпитале и т.д. Как пишет сам Г. Токарев, «мое повествование — капля в море..., но это кусок моей жизни, без которого нет це лого, то есть всей правды о большой войне. В. Я. 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2