Сибирские огни, 2006, № 6
Но часы, сделанные из эмалированной кастрюли, будут звучать гораздо громче, чем часы, изготовленные из сапожных под мёток. А часы, сделанные из чугунной сково родки, будут намного тяжелее и солиднее, чем часы, изготовленные из консервной банки. Надо только относиться к этому доста точно серьёзно. Но, независимо от того, из чего изго товлены все эти штучки, в самой форме этих не совсем привычных предметов, в их не жных конструкциях, в их корпусах и циферб латах уже отразилась наша быстротекущая, мимолётная эпоха, и вся история её матери ального мира. Можно сделать часики даже из встав ных челюстей, и тогда в наших сутках будет тридцать два часа, несколько различающих ся по своей протяжённости, и вполне мож но представить, что некоторые из них будут из чистого золота. Это просто чудесно... И из этого можно сделать вывод, что время, в котором мы привыкли жить, может выглядеть по-разному, и наши привычные сутки могут состоять из очень различного количества часов и минут. И при правильном подборе часиков можно никуда не торопиться, никуда не опаз дывать м долго валяться в постели, так как утро может наступить в любое время суток. Это тоже приятно. Собственно, художники и поэты имен но так и живут. Надо сказать, что при внешнем спокой ствии и неторопливости Юра достаточно непоседливый человек. Иногда он срывается с места и куда-то летит, и в такие моменты он может оказать ся где угодно: где-нибудь в Казани или в сво ём родном Киеве; в привычном кругу мос ковских друзей или, случайно, на пляжах Майами. Жить можно везде, и можно получать от этого удовольствие, если жить легко, без лишнего напряжения, не выстраивая пла нов и не цепляясь за пустые стволы нашей шустрой, блудливой и очень суетливой эпохи. Его друзья, разбросанные по всему миру, ему давно уже предлагали работу в Нью-Йорке. Но Юра от неё отказывается. По той причине, что в офисах города Нью-Йорка запрещено курить на рабочем месте, и этот непонятный для нас запрет ме шает получать удовольствие от работы. У нас здесь лучше. Потому что у нас можно всё. Вот он, Юра Нечай. Вот он. И вокруг — его самодельные часики. Тикают, тикают, добавляя к нашим про житым дням минуту за минутой. А когда-то давным-давно мы были со всем молодыми... И, наверное, ходили на свидания. И танцевали. И пили вино... И тогда ещё не было времени. Мы жили в неподвижной глубине веч ности, и в этой вечности, окутывающей мир тишиной и покоем, плыл непрерывный по ток событий, где одна радость перетекала в другую, вызывая восторг и изумление, остав ляя привычный вкус счастья на нежных гу бах. И горячее желание жить — ещё и ещё. Время возникло позже. И когда оно возникло, размывая своим стремительным потоком нашу обыденную вечность, его сразу стало не хватать. Всё было по-прежнему интересно, и везде хотелось успеть, и мир всё ещё радо вал и завлекал — то волшебным сиянием утра, то волнующей тайною ночи, дышащей запахом цветущих деревьев. Но поток времени, ворвавшийся в нашу жизнь, уже устанавливал свои правила, вго нял в какие-то рамки, и в конечном итоге жизнь, подобно трамвайному вагону, пошла по какому-то изначально нарушенному рас писанию, стуча железными колёсами и по тряхивая на стыках рельсов. И тогда мы ещё не знали, что время спо собно замедлять свой бег или неожиданно ускорять его; что в его неровном течении иногда возникают завихрения, и оно, беско нечно кружа на месте, начинает накапли ваться, сливаясь в огромную однородную массу. Эти массивы почти неподвижного вре мени принято называть эпохами,f и нам дос талась эпоха тронутого усталостью социа лизма. В ту пору казалось, что она никогда не уйдёт. Это была эпоха распущенной строгос ти и ручного труда. Любая инициатива была наказуема, кроме тех, что тщательно разра батывались в высоких кабинетах, утвержда лись на пленумах, на заседаниях бюро и пос ле этого спускались вниз, в массы, рекомен дованные для искреннего проявления... во леизъявления народа. Это была эпоха, когда свободный поиск творческого человека вызывал пристальное внимание органов госбезопасности. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2