Сибирские огни, 2006, № 6
вого экземпляра, выуженного почти что це ной жизни рыбаков, размеры: «два метра два сантиметра и весом сорок шесть килограм мов». Однажды избранный алгоритм пове ствования, закодированный как минимум на два текста и два дискурса, порождает цеп ную реакцию дальнейшего деления. Сюжет «Terra Обдории», перевалив за свою сере дину, дробится на микросюжеты, ветвится придаточными руслами вставных историй, рассказов, баек, как беллетристических, так и исторических. Ход авторской мысли здесь подобен ходу клюнувшей на вкусную кры су щуки: никто не знает, куда ее поведет даль ше, лишь бы не быть пойманной. А далее нам предстоит читать следующее: подроб ный разбор темы «Великая река Обь», как всегда со всех возможных точек зрения, от лингвистической («Обь» происходит от иран ского «аб» — «вода», «большая вода») до анималистической (главный обитатель при обской тайги — медведь мог, согласно угор ской легенде, меняться местами с главным небожителем Нум-Торумом). Едва перева рив эту интересную информацию, надо го товиться к цепочке вставных новелл: о рас праве колчаковцев над семьей таежного партизана, об оборотнях -— черных собаке и кошке, между которыми вклинена истори ография бисерного вышивания на Руси. Как бы сложны и непредсказуемы ни были пути авторского повествования, оно по-прежнему держит в фокусе обоих Торо- повых. Их судьбе можно только позавидо вать: старший Олег уверенно идет по стезе будущего военного, офицера, патриота. Он не просто в гуще событий, он всегда пер вый, всегда герой, будь то охота на Золотую Бабу или щуку или подростковая любовь к Вике. Автор и тут щедр на внелитератур- ные аналогии и мифологические «подсвет ки» своего мужественного героя. Делает он это, однако, столь же по-военному прямо линейно и неделикатно, пропагандистски- плакатно. Тем же приемом внезапного вклинива ния нехудожественного ингредиента в худо жественный В. Дворцов дает стенограмму вдохновенной лекции учительницы словес ности о Павке Корчагине, чей жизненный закон: «Общественное выше личного» и ко торый должен передать эстафету мужества поколению 70-х. Еще более кондово выгля дит другая «лекция» — отца Вики, кадрово го офицера, который так и говорит Олегу, поступающему в военно-политическое учи лище: «По моим представлениям, ты обла даешь необходимыми данными партработ ника». Менее одиозен очередной историко познавательный «блок» романа, посвящен ный теме «боевого духа». Читатель теперь весь этот кладезь знаний по мифологии вол ка (не забыты скандинавский берсерк и древ нерусский князь Игорь), угорско-остяцких «князь-богатырей» («ханты брали Рим») и даже гусар («гусар — Huszar — хазар?») просто обязан учитывать, формируя в сво ем сознании образ другого «князя», Олега Торопова. Но не выходит ли этот образ чересчур мозаичным, шитым бисером, согласно рус скому искусству укладывания нитей «парал лельно нитям основы так, что (они) стано вятся практически неразличимыми»? Не так ли параллельно идут в книге два главных те чения — архаично-мифологическое и зас- тойно-советское? Что касается последнего, то читатель с дозволения автора просто ку пается в советском быте, его узнаваемых де талях: песни (от «Коммунистической брига ды» до «Эти глаза напротив»), фильмы («Афоня». «Фанфан-тюльпан» и др.), сим волика (флаги и лозунги Первомая, галстуки и значки пионерии и комсомолии), ментали тет (безотчетный коллективизм, книжный оптимизм, навязываемое бескорыстие). Вся логика этого «двухпартийного» («партия» мифа и «партия» советской героической дей ствительности) сюжетосложения указывает на явную попытку сведения автором парал лелей, накладывания «бисера» советской жизни на «нити» первоосновы вечно живо го сибирского мифа. И есть большие сомне ния, что это выглядит естественно, нерукот ворно. Ближе к такой нерукотворности образ младшего Алексея. Сделав очевидной раз ность братьев по темпераментам — «завод ной характер» Олега и «тихоня» Алеша (Ка рамазов?) — В. Дворцов тем самым подго товил основу для их функционального раз личия. Если Олег воин, то Алеша — монах, то есть шаман, учитывая сибирскую специ фику образа. Это не значит, что он должен соответствовать некоему житийному персо нажу богомольца и страстотерпца. В пест ром бисере прозы писателя могут встречать ся эпизоды, достойные Олега: мужественное противостояние собаке-оборотню или почти уголовное «Козел ты!», брошенное в адрес секретаря райкома комсомола. Но то, что миссия Алексея более важ ная, более «сибирская», говорит покрови тельство реально-мифического остяка Коль- кета. Улетая в небытие «на лебяжьей спине», он буквально жалеет своего преемника, ос тающегося на голой разоренной земле. И есть за что: «русские кровь земли качают... и к вечеру весь мир умрет...рыба пропадет... реки под землей потекут... звери под землю уйдут, люди одни останутся, люди и духи». Но зачем тогда Алексей спасен от смерти чудодейственным Колькетом, зачем был им же посвящен в шаманы, защищен от черной собаки и даже от тяжких обвинений в покра 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2