Сибирские огни, 2006, № 6
это недвусмысленно указывает еще одно обширное лирико-этнографическое отступ ление. Главный персонаж здесь — женское божество со знакомыми нам по детским сказ кам злодейским именем. На самом деле, разъясняет незнайкам В. Дворцов, Баба Яга имеет длинную родословную, на что ука зывает обилие сходных имен во всех миро вых мифах, включая иранские («Йима», хра нитель огня), индийские («Агни-огонь и Ин- дра»), греческие (Артемида, «медвежья бо гиня» и Геката со змеями в волосах). И все они — «наследницы единой Праматери Ки- белы, великой Матери Мира и всех богов». Ее главная функция — посвящение в «иные миры», жрецы, а также в члены своего рода-племени по достижении брачного воз раста. Алексей же проходит обряд посвяще ния в сибиряки. Всё тут происходит почти по Дж. Фрэзеру. Согласно автору «Золотой ветви» (в пересказе В. Дворцова) «во время инициации из посвященного вынималась душа и передавалась тотемному животно му... Во время обряда мальчик умирал и воскресал новым человеком. Обряд совер шался обязательно в глубине леса и сопро вождался телесными истязаниями и повреж дениями. Другая форма временной смерти могла выражаться тем, что мальчика симво лически изрубали на куски, варили, жарили и вновь воскрешали». Так с Алексеем и по ступили местные духи «менквы», передав его духу болезней Кынь-Кону. Он-то и «выдер гивает» из тела мальчика «кусочки печени и легких, жадно пожирая их. Юного следопы та спасает старый хант Колькет: напуганный его шаманскими заклинаниями, Кынь «стал изрыгать из себя» скушанные части тела, «быстро укладывая все по местам, прихло пывая и приглаживая». Поездка заканчивается благополучно, хоть и не без последствий. В первую очередь для читателя, и без того потрясенного пре дыдущей каннибальской сценой. У него воз никает предположение: не являются ли жизнь и приключения Тороповых и их земляков иллюстрацией к древнесибирским сказани ям, легендам, мифам? А может, чередова ние «этнографических» и «беллетристичес ких» текстов романа является приемом вза имного их комментирования: жизнь школь- ников-следопытов поверяется исторически ми древностями, а о них невозможно пове ствовать без тщательного описания мелочей их ребячьей жизни в окружении удивитель ной сибирской природы? Весь секрет в том, что для В. Дворцова- прозаика и этнографа нет мелочей. Он не столько описывает, сколько об(раз)ъясняет, и в этой «учительн(ск)ой» прозе теряются масштабы и границы: человек и животное, предмет и явление, быль и миф даются то тально, без дистанций и пробелов, одним текстом. Писателя это раскрепощает неимо верно, читателя удивляет, но не останавлива ет в его стремлении адаптироваться к «сплошной», манере автора. Который вро де бы дает ему выбор: он может читать либо только «этнографию» с «мифологией», либо только «беллетристику» с «приключе ниями». Впрочем, и в «беллетристике» ему бу дет нелегко: нежелание писателя отделять человека и «нечеловека» (животное, вещь, явление), привычка к «мистериальности», открытию в очевидном невероятного, над страиванию над обязательным необязатель ного (свойство писателя «мифологическо го») делает чтение больше познавательным, чем развлекательным. Теперь понимаешь, что открывающий вторую часть («тетрадь») книги большой очерк шаманизма — его иде ологии (экстремальное целительство), бес- тиария (волкооборотничество) и металлогра фии (серебряная чеканка), просто разверну тый комментарий к одной, но очень важной фразе, произнесенной Колькетом: «братец Леха - избранный духами, он, когда вырас тет, шаманом станет». Таков своеобразный принцип подачи материала автором, распро страняющийся на обе половины романа. Вот В. Дворцов, например, рассказыва ет о приехавшей из города Вике, соученице братьев. Чувствуется, что контекст при этом будет максимально, по-сибирски широким. Так и происходит: сначала холм в Лаврове мифологически сравнивается со спиной Рыбы Кита, встает школьница под советс кие радиопозывные «Пионерской зорьки»; к ним присоединятся дореволюционное «зауэровское ружье» в качестве детали ин терьера «дядиной» квартиры, увидит и об лизнется читатель и на смачно описанные «капустку» и «огурчики» с «дядиного» сто ла. Затем — пища духовная: Вике прочита ют целую лекцию о том, что она теперь учит ся «в старейшей сельской школе Томской об ласти». А вот компания из двух братьев и заяд лого рыбака дяди Вани выходит на щучью охоту. Энциклопедически мыслящий автор не упустит возможности осведомить чита теля о месте речной хищницы в народно мифологических представлениях, которое (место) оказывается рядом с медведем. Сама сцена охоты описывается обстоятельно, с подробностями, характерными для натура листских очерков о природе или о сектантс ких обрядах. Найдем мы тут и этюд о жутко ватой приманке из убитых крыс с воткнуты ми в плавающие трупики гусиными перья ми — «сигнальными флажками», и «голей- ный топляк» из падших сосен, куда клюнув шая таки на крыс щука спасается от врагов, и, наконец, вполне подходящие для реликто 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2