Сибирские огни, 2006, № 6

КНИЖНАЯ ПОЛКА ЗАГАДОЧНАЯ КНИГА Дворцов В.В. Terra Обдория. Роман. Новосибирск: ИД «Сова», 2006. Страниц через 150 этой плотной книги начинаешь ощущать давление. Во-первых, обрушиваемого на прилежного читателя сибиреведения. А во-вторых, самого авто­ ра, который не только хочет объять необъят­ ное, но и увязать неувязываваемое: жизнь древнего континента по имени «Евразия» с жизнью приобского села по имени «Лавро- во». Точнее, двух его малолетних обитате­ лей, братьев Олега и Алексея Тороповых. И думаешь, что же это за «Terra Обдория» та­ кая — энциклопедия края, нераздельного и неслиянного со всем остальным миром, библия сибиряка-патриота, роман воспита­ ния или роман-инициация, посвящение в си- бирячество через «ребячество»? Автор будто нарочно усложняет нам отгадку тайны своей «Тегга»-книги первым же обширным фрагментом. В нем он, без особых церемоний, вовлекает доверчивого читателя в запутаннейший лабиринт преды­ стории Сибири, рожденной браком Великой Степи-Эранвеж и Великой Тайги. Кто только ни всходил на это брачное ложе: вышедшие с Арала к лесным границам «длинноголо­ вые земледельцы и скотоводы со скифами- перебежчиками, оторванными от Азии «сытной (?) Европой», «северные хунну» с «таежными уграми», более поздние тюрки, монголы, наконец, русские. «Последователь­ но проникая в сибирскую лесостепь», враж­ дуя и мирясь с остяками, вогулами-самоеда- ми и другими аборигенами, они общими усилиями формировали наш специфический сибирский этнос. Не забывая о государ­ ственности, с которой было, однако, еще сложнее, еще «лабринтнее». Ибо славяне, соединяя «живой хордой Евразию с запада на восток», не столько присоединяли Сибирь к России, сколько восстанавливали «веками таимую под спудом связь Крыма и Гоби». Александр Невский, осознавший силу «мон­ гольского мира», «харизматический Ермак» в его драматичном противостоянии с Кучу- мом, последним сибирским сепаратистом — главные персонажи этой геополитической мистерии явления Сибири народу, столь ху­ дожественно представленной искушенным писателем. По воле автора, здесь всё — загадка. «Звериный стиль» золотого литья, добытого «из мягких ступенчатых пирамид с берегов озера Чаны», которое (литье) ничем не отли­ чается от причерноморско-античных, сель­ купский лук, бьющий дальше и скорострель- нее кремниевого ружья и доживший до «на­ полеоновской кампании», святая могила Ермака и его же «магический панцирь» — таковы лишь некоторые параметры этой большой тайны. И это так, если уж само сло­ во «Сибирь» до сих пор неразгаданно. В. Дворцов присоединяется к одному из толко­ ваний: «Сибирь», согласно духу и пафосу его книги, должно происходить от названия не­ большой этнической группы «сипыр» или «сибирь», предков древних угров, живших по древнему Иртышу. Но куда важнее автору разгадать тайну другой «этнической группы» — жителей Лаврова советских 70-х гг. Внешне, хроноло­ гически, они живут в стране «развитого со­ циализма», а внутренне, «почвенно» — в Обдории, а не в государстве рабочих и крес­ тьян. Меру этой подспудности и совместно­ сти В. Дворцов и показывает на примере юных братьев. Обычная для подростков ро­ мантика игры в сказочных героев здесь нео­ бычно актуальна. Откуда у мальчиков взялся интерес к викингам и исландским сагам, нам не разъясняется. Но то, что этот интерес име­ ет значение педагогическо-воспитательное, судьбоносное, несомненно. Не зря в эту не совсем детскую игру включается учитель истории, он же директор школы и краевед по призванию. Своей импровизированной лекцией он перекидывает сюжетный мостик от разбойных викингов к Перми Великой и Золотой Бабе — предмету поклонения едва ли не всего евразийского севера. Подобно автору книги, усложняя тему, учитель пред­ лагает детям задуматься о связи знаменитой Бабы с Бабой Ягой и матрешкой. Тем самым эрудированный учитель будит в ребятах не только любознательность, но и дух древних сибиряков-обдорцев, жителей Великой Тай­ ги, дает толчок действию всего романа. История поездки Олега и Алексея на Карасьи озера за Золотой Бабой быстро пре­ вращается автором в мистерию с описани­ ем обрядов инициации времен Бабы Яги. На 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2