Сибирские огни, 2006, № 6
висть и ложь, клевета и честолюбие. На со вете каганата решается судьба единого на рода — тюрки. Наряду с известными писателями к древ нетюркским темам обратилось новое поко ление. Таковы, к примеру, рассказы Д. Мас- киной «Соколиное гнездо», Н. Бельчековой «Синий волк». В этих рассказах ставится воп рос о родословной современных алтайцев. Оба произведения основаны на преданиях. В первом случае родовая птица сокол спаса ет род меркит от полного исчезновения. В рассказе Н. Бельчековой синий волк уходит от людей в небо, в вечность, прихва тив с собой младенца для того, чтобы люди задумались о своем первопредке, о родос ловной тюрков. В целом, алтайских писателей волнует идея единения тюркских народов на уровне диалога культур. Таким образом в последнее десятиле тие различаются два вида творений: докумен тальные и художественные. В первых писа тели активно обращаются к архивным мате риалам прошлых лет, опираются на воспо минания очевидцев, свидетелей тех событий (к примеру повесть Д. Каинчина «Человек не останется без племени» — «JaaH jypT ээн артпас» (2002), название которой переведе но автором как «Большая семья», во втро- рых — стремятся художественно изобразить события прошедшего века. Причем одни прозаики придерживаются хронологическо го показа исторических событий (К. Телесов, Н. Шодоев, Д. Каинчин), другие тяготеют к ретроспективному показу прошлого. Оттал киваясь от настоящего, они передают инфор мацию эпохального значения (А. Адаров, Б. Укачин и др.) В целом алтайские писатели в своих произведениях пересматривают традицион ные взаимоотношения человека и природы, личности и общества, власти и народа. В по иске новых тем и жанров современная ал тайская литература достигла значительных успехов в своем поступательном развитии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2