Сибирские огни, 2006, № 6

висть и ложь, клевета и честолюбие. На со­ вете каганата решается судьба единого на­ рода — тюрки. Наряду с известными писателями к древ­ нетюркским темам обратилось новое поко­ ление. Таковы, к примеру, рассказы Д. Мас- киной «Соколиное гнездо», Н. Бельчековой «Синий волк». В этих рассказах ставится воп­ рос о родословной современных алтайцев. Оба произведения основаны на преданиях. В первом случае родовая птица сокол спаса­ ет род меркит от полного исчезновения. В рассказе Н. Бельчековой синий волк уходит от людей в небо, в вечность, прихва­ тив с собой младенца для того, чтобы люди задумались о своем первопредке, о родос­ ловной тюрков. В целом, алтайских писателей волнует идея единения тюркских народов на уровне диалога культур. Таким образом в последнее десятиле­ тие различаются два вида творений: докумен­ тальные и художественные. В первых писа­ тели активно обращаются к архивным мате­ риалам прошлых лет, опираются на воспо­ минания очевидцев, свидетелей тех событий (к примеру повесть Д. Каинчина «Человек не останется без племени» — «JaaH jypT ээн артпас» (2002), название которой переведе­ но автором как «Большая семья», во втро- рых — стремятся художественно изобразить события прошедшего века. Причем одни прозаики придерживаются хронологическо­ го показа исторических событий (К. Телесов, Н. Шодоев, Д. Каинчин), другие тяготеют к ретроспективному показу прошлого. Оттал­ киваясь от настоящего, они передают инфор­ мацию эпохального значения (А. Адаров, Б. Укачин и др.) В целом алтайские писатели в своих произведениях пересматривают традицион­ ные взаимоотношения человека и природы, личности и общества, власти и народа. В по­ иске новых тем и жанров современная ал­ тайская литература достигла значительных успехов в своем поступательном развитии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2