Сибирские огни, 2006, № 6
Н адеж да КИНДИКОВА СОВРЕМЕННАЯ АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОИСКЕ ТЕМ И ЖАНРОВ В последнее два десятилетия в литера туроведении идет процесс нового прочтения литературы XX столетия, восстанавливают ся имена незаслуженно забытых писателей, переосмысливается судьба и творческое на следие многих известных алтайских личнос тей. Архивные материалы, выявленные в 80- 90-е годы, свидетельствуют о том, что судь ба многих алтайских писателей оказалась трагичной и противоречивой. Так возвращены в историю алтайской литературы имена Н.А. Каланакова (1888-?), автора первых букварей, дважды репресси рованного в суровые 30-е годы и А.А. Сыр- кашева (1899-1939), написавшего автобиог рафическое произведение под названием «О себе»; перечитывается литературное насле дие уже известных, состоявшихся писателей 20-30-х годов М.В. Мундус-Эдокова, П.А. Ча- гат-Строева, П.В. Кучияка и других; осмысли ваются залежавшиеся произведения, опубли кованные лишь в 80-90- годы (Г.И. Чорос-Гур- кина, П.В. Кучияка, Я.Т. Бедюрова и др.). Особого прочтения с точки зрения эт нокультурного, мировоззренческого пласта требует литература второй половины про шедшего века. Писатели этого периода за метно обогатили поэтику и стиль алтайской литературы. Переосмысливая традиционные образы, осваивая приемы мастерства рус ских и зарубежных классиков, А. Адаров, Л. Кокышев, Э. Палкин, Б. Укачин и многие дру гие писатели открыли для национальной ли рики новые возможности художественного обобщения. С середины 70-х годов поэты знакомят ся с эстетикой и поэтикой восточной литера туры, что послужило стимулом для созда ния стихов-миниатюр, корни которых про слеживаются в родном фольклоре. Увлека ясь краткостью стиха, алтайские поэты Б. Укачин, Б. Бедюров. Ш. Шатинов и др. вер нулись к народной мудрости алтайской по эзии, философскому осмыслению мира и человека. Алтайские поэты с самого начала были язычниками и остаются ими при сосущество вании других религий: до сих пор почитают огонь, обожествляют природу, поклоняют ся Алтаю. Не случайно в современной по эзии отмечается взаимообусловленность че ловека, природы и Вселенной. В жанровом отношении помимо обще известных обнаруживается возрождение древних жанров, как «слово», «гимн», «сла ва», «благопожелание» и т.д. Отсюда и стихи поэтов, глубоко связанные с обрядовым дей ством. (Стихотворения Б. Укачина «Молит ва у кедра», «Заклинание медвежей голо вы», Б. Бедюрова «Благословление кедра», «О языке и обычаях охоты», П. Самыка «Молитва Духу Алтая»», «Солнцепоклон ник» и др.). Одновременно современные поэты ос ваивают новые для алтайской лирики жан ры, как венок сонетов. Все это свидетельство большого дарования и мастерства современ ных алтайских поэтов. В постперестроечное время алтайским писателям пришлось менять привычные сте реотипы художественного мышления и ви дения, осмыслить и принять не только со временные процессы, происходящие в стра не, но и понять и дать оценку историческим событиям целого столетия. На рубеже веков заметно обновляются темы и жанры алтайской прозы. Значитель но обогащается её поэтика. Достаточно об ратиться к рассказам и повестям ведущего прозаика современности Д.Б. Каинчина. В его рассказах «Сохрани нас, Алтай-кудай», «Перед взором — Голубая скала», к приме ру, отмечен новый взгляд на традиционные понятия как отношение человека к природе, обычаям и традициям предков, самому себе, Всевышнему. Дух Алтая всемогущ, свят и 12 заказ № 640 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2