Сибирские огни, 2006, № 6

Н адеж да КИНДИКОВА СОВРЕМЕННАЯ АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОИСКЕ ТЕМ И ЖАНРОВ В последнее два десятилетия в литера­ туроведении идет процесс нового прочтения литературы XX столетия, восстанавливают­ ся имена незаслуженно забытых писателей, переосмысливается судьба и творческое на­ следие многих известных алтайских личнос­ тей. Архивные материалы, выявленные в 80- 90-е годы, свидетельствуют о том, что судь­ ба многих алтайских писателей оказалась трагичной и противоречивой. Так возвращены в историю алтайской литературы имена Н.А. Каланакова (1888-?), автора первых букварей, дважды репресси­ рованного в суровые 30-е годы и А.А. Сыр- кашева (1899-1939), написавшего автобиог­ рафическое произведение под названием «О себе»; перечитывается литературное насле­ дие уже известных, состоявшихся писателей 20-30-х годов М.В. Мундус-Эдокова, П.А. Ча- гат-Строева, П.В. Кучияка и других; осмысли­ ваются залежавшиеся произведения, опубли­ кованные лишь в 80-90- годы (Г.И. Чорос-Гур- кина, П.В. Кучияка, Я.Т. Бедюрова и др.). Особого прочтения с точки зрения эт­ нокультурного, мировоззренческого пласта требует литература второй половины про­ шедшего века. Писатели этого периода за­ метно обогатили поэтику и стиль алтайской литературы. Переосмысливая традиционные образы, осваивая приемы мастерства рус­ ских и зарубежных классиков, А. Адаров, Л. Кокышев, Э. Палкин, Б. Укачин и многие дру­ гие писатели открыли для национальной ли­ рики новые возможности художественного обобщения. С середины 70-х годов поэты знакомят­ ся с эстетикой и поэтикой восточной литера­ туры, что послужило стимулом для созда­ ния стихов-миниатюр, корни которых про­ слеживаются в родном фольклоре. Увлека­ ясь краткостью стиха, алтайские поэты Б. Укачин, Б. Бедюров. Ш. Шатинов и др. вер­ нулись к народной мудрости алтайской по­ эзии, философскому осмыслению мира и человека. Алтайские поэты с самого начала были язычниками и остаются ими при сосущество­ вании других религий: до сих пор почитают огонь, обожествляют природу, поклоняют­ ся Алтаю. Не случайно в современной по­ эзии отмечается взаимообусловленность че­ ловека, природы и Вселенной. В жанровом отношении помимо обще­ известных обнаруживается возрождение древних жанров, как «слово», «гимн», «сла­ ва», «благопожелание» и т.д. Отсюда и стихи поэтов, глубоко связанные с обрядовым дей­ ством. (Стихотворения Б. Укачина «Молит­ ва у кедра», «Заклинание медвежей голо­ вы», Б. Бедюрова «Благословление кедра», «О языке и обычаях охоты», П. Самыка «Молитва Духу Алтая»», «Солнцепоклон­ ник» и др.). Одновременно современные поэты ос­ ваивают новые для алтайской лирики жан­ ры, как венок сонетов. Все это свидетельство большого дарования и мастерства современ­ ных алтайских поэтов. В постперестроечное время алтайским писателям пришлось менять привычные сте­ реотипы художественного мышления и ви­ дения, осмыслить и принять не только со­ временные процессы, происходящие в стра­ не, но и понять и дать оценку историческим событиям целого столетия. На рубеже веков заметно обновляются темы и жанры алтайской прозы. Значитель­ но обогащается её поэтика. Достаточно об­ ратиться к рассказам и повестям ведущего прозаика современности Д.Б. Каинчина. В его рассказах «Сохрани нас, Алтай-кудай», «Перед взором — Голубая скала», к приме­ ру, отмечен новый взгляд на традиционные понятия как отношение человека к природе, обычаям и традициям предков, самому себе, Всевышнему. Дух Алтая всемогущ, свят и 12 заказ № 640 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2