Сибирские огни, 2006, № 6

выражается идея, что оно, бытие, то есть эпос, царит над принципом времени. Но над этим принципом царит и пространство тоже, согласно научно-теоретическим взглядам Ю. М. Лотмана, а еще ранее Флоренского и Вернадского (в четырехмерном простран­ стве время занимает лишь последнюю, чет­ вертую позицию). Таково мифопоэтическое пространство Николая Заболоцкого: безгра­ нично развернутое и вширь, и ввысь, и вглубь, оно доминирует над временем, яв­ ляясь поэтому эпически масштабным и бес­ предельным. Эпическая широта миросозерцания находит свое выражение также в поэтичес­ ком языке Заболоцкого. Он создает такие строки, в которых отдельные слова, связан­ ные с пространственными представления­ ми, соединяясь, образуют новые смыслы — пространственно-эпически-масштабные: «среди пустынных смыслов мы построим дом», «училище миров неведомых», «где битва нот с безмолвием пространства», «осенних рощ большие помещения стоят на воздухе как чистые дома», «и облака вверху как призраки кочуют», «солнечная масса туманным шаром над землей висит», «летит внизу (!) большая птица» и т.д. Многие произведения Николая Забо­ лоцкого отличаются отстраненностью именно эпического характера. Не случай­ но так непросто бывает порой разглядеть в них лирического героя, особенно в ситуа­ циях, когда наблюдатель и автор практичес­ ки совпадают в одном лице. Это характер­ но, например, для поэм и стихотворений цикла «Смешанные столбцы», и для мно­ гих стихотворений «позднего» периода, и для стихотворений разных лет, не включен­ ных в основные собрания: «Мир однолик, но двойственна природа...», «Песня дож­ дя», «Медленно земля поворотилась...», «Две встречи», «Ненастье», «Голубое пла­ тье», «Венеция», «Тбилиси», «Счастливый день», «На вокзале», «Генеральская дача», «Железная старуха» и пр. Рассматривая осо­ бенности мировосприятия Николая Забо­ лоцкого, художественно-эстетические взгля­ ды поэта в сочетании с его пространствен­ ными представлениями, убеждаешься в не­ разрывной связи и даже зависимости эпи­ ческого и пространственного начал его по­ эзии. Цит иру емые авторы: ГачевГ.Д. Содержательность художественных форм: Эпос, лирика, театр. —М., Просвещение, 1968 Н. Заболоцкий Собрание сочинений в 3 т., т. 1. — М., «Художественная литература», 1983 Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х т., т.1..— Таллинн, 1992 Флоренский П.А. Анализ пространственное™ и времени в художественно-изобразительных произведениях. — М., Прогресс, 1993 N. Hartmann. Philosophic der Natur. — Berlin, 1950. Топоров B.H. Пространство и текст // Из работ Московского семиотического круга. — М., 1997, 455-515 Роскина Наталия Николай Заболоцкий // Роскина Н. Четыре главы: Из литературных воспо­ минаний. YMCA-PRESS, Paris, 1980, 61-98 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ.: Исследования в области мифопоэтики.— М., 1995 «Странная» поэзия и «странная» проза. Филологический сборник, посвященный 100-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого. Новейшие исследования русской культуры. Вып. 3. — М.: Пятая страна, 2003 Асоян А.А. Теория романа в XX в.// Русская литература XIX-XX вв.: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004, 139-149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2