Сибирские огни, 2006, № 6
странство изображено беспредельно про стирающимся «до самых звезд» —• подобно не имеющей границ эпопее; и человек пред ставлен познающим, подобно эпическому герою, онтологические категории добра и зла. Эпопейное миросозерцание, как утвер ждает Г. Гачев, есть мышление о бытии в самом крупном плане, по самому большо му счету, через самые коренные ценности; и таковым, как правило, предстает внима тельному взгляду исследователя и читателя мировосприятие Заболоцкого. Однако еще одной характерной чертой, манифестирую щей специфику эпического элемента его поэтики, является ее сонорическое начало (от лат. sonorus — звонкий, звучный, шумный), определяющее предельную громкость и му зыкальность звука, слова, стиха в его мифо поэтическом, логосно освоенном простран стве. Так, «Ночной сад», пишет Г. Филиппов в одной из статей, весь построен на единстве звукового и пространственного. Это «лес длинных труб, приют виолончелей». Музы ка «дремлет в очертаниях деревьев и кустов», она «застыла в предметах». «Соноро» означает в терминах музыки «громко». Эпическое миросозерцание по эта в очень многих его произведениях под черкнуто усиливается сонорическим элементом. «Бетховен», «Горийская симфо ния», «Сагурамо», «Уступи мне, скворец, уголок», «Храмгэс», «Творцы дорог», «Над морем» и т. д. Художественный мир Забо лоцкого наполнен звуками эпически-гром- кими, сопоставимыми по своей мощности с такими природными и культурными фор мами, как океанический девятый вал, «та инственный орган» ночного сада, разнока чественный по структуре огромный хор либо оркестр, звериный рык, яростное пе ние птиц, клокотание земных недр, челове ческий (или нечеловеческий) крик (хохот), шумное падение потока, грохотание грома, звучание разнообразных музыкальных ин струментов и т.п. «И тварь земная музыкаль ной бурей до глубины души потрясена». «И вкруг него ликуют птичьи хоры, звенит дом ра и плещет ток воды». «И вот уже плачем и визгом наполнен небесный зенит». «Дере вьев громкий треск звучит как канонада». «И, играя громами, в белом облаке катится сло во...». И так далее — стоит лишь открыть любую страницу сборника стихов поэта. Даже огромный безмолвный простор сибир ский полей наполняется у него торжествен ным пением пурги (стихотворение «Тбилис ские ночи»), и читатель не ощущает в этой ситуации никакого противоречия, потому что такова специфика эпического элемента лирики Николая Заболоцкого. Такое вот со норо лишь подчеркивает-дополняет широту пространства и эпическую всеохватность жизни в его мифопоэтике. Более того, в смыс ловой стороне музыкальности поэт нашел также и «непрерывность временного про цесса», по замечанию Г. Филиппова, в кото ром сошлись-совпали все три времени. Сонорическое начало столь же прису ще художественному миру поэта, как в эпо пее смысл жизни имманентен ей самой. Не обходимо в связи с этим подчеркнуть еще один близкий поэту эпический аспект ми ровосприятия. В эпопее «имманентность смысла самой жизни так сильна, что отме няет время: жизнь как таковая делается веч ной, мыслится вечной, ибо органика берет себе из времени лишь расцвет, преодоле вая и предавая забвению увядание и уми рание» (А . А с о я н ). Не в этой ли идее вечно сти жизни секрет такой исключительной близости Заболоцкого эпическим формам ее восприятия и воспроизведения; ведь он яростно провозглашал: «повсюду жизнь и я», и он исключительно неприязненно относил ся к самому факту неотвратимости «лично го» конца. Эпическая форма исходит из приятия бытия, его «тотальности», его постоянного и вечного ритма. У Николая Заболоцкого это манифестируется «тотальностью» природы, ее пространств и форм жизни. Человек в его вселенском модусе — лишь звено кругово рота, поэтому в его эпосе герои нередко, как в эпопее, равновелики, будь то человек, жи вотное, насекомое, природный объект боль шой либо малой величины. Однако, опреде ляя человеку такое, достаточно скромное, место в своем художественном мире, поэт одновременно великодушен по отношению к нему, как это бывает в эпопее. Ему «жаль весь мир и человека жаль». Эпический, ис полненный гуманности и подлинного сочув ствия к человеку менталитет характерен для целого ряда поздних стихотворений Забо лоцкого, героями которых стали обычные люди со своими проблемами и печалями, недостатками и свершениями: «Ходоки», «Возвращение с работы», «В кино», «Осен ние пейзажи», «Старая актриса», «О красо те человеческих лиц», «Смерть врача», «Дет ство», «Бегство в Египет», цикл «Последняя любовь», «Некрасивая девочка» и т. д. Эпически — смысл жизни и мира со крыт в красоте, как утверждал JI. Толстой. Но «что есть красота, и почему ее обоже ствляют люди»? Пространство Заболоцкого заполнено в широком смысле близкими по эту «вещами», как некими «местами», оно не пустое, равно как и вещи в нем. И прежде всякой вещи у поэта ее «эйдос», ее душа, которая «мерцает в сосуде» огнем немерк нущей с временем красоты. Показательна в этом отношении «Некрасивая девочка». Кроме того, «изобилие бытия», характерное для эпических форм, безусловно, имеет ме сто быть в поэтике Заболоцкого. Тем самым 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2