Сибирские огни, 2006, № 6

любимое. В стихотворении «Прогулка» бык, «беседуя с природой, / Удаляется в луга. / Над прекрасными глазами / Светят белые рога». Лексическое значение каждого слова в первом предложении приведенной цитаты таково, что самопроизвольно возникает эф­ фект величия, значительности предметов и понятий, их огромности и их простора. Так, бык (один из любимых Заболоцким знаков- символов величия природных объектов) — большое животное, которое удаляется (гла­ гол с семантикой торжественно-величе- ственной поступи) в луга (существительное со значением неограниченного простора). Вдобавок, «беседуя с природой». Беседовать (не болтать и даже не просто разговаривать) — глагол высокого стилистического употреб­ ления, тем более в сочетании с «природой», которая в данном контексте выступает, по­ жалуй, синонимом Вселенной. В результате такого лексического подбора все четверос­ тишие звучит магически-торжественно, и подобных «формул» у поэта огромное мно­ жество. В этом же стихотворении «Прогул­ ка», например, бык — пышный, лес — ве­ лик, и природа — высокая тюрьма. Все в мире относительно. Но любое произведение Заболоцкого, связанное с мотивикой приро­ ды, звучит гимном ее величию и беспредель­ ности пространств, ее великой созидатель­ ной силе, движимой непостижимой тайной волей. Даже если речь идет о простой капле воды под микроскопом: Но для бездн, где летят метеоры, Ни большого, ни малого нет. И равно беспредельны просторы Для микробов, людей и планет. В результате их общих усилий Зажигается пламя Плеяд, И кометы летят легкокрылей, И быстрее созвездья летят. И в углу невысокой вселенной, Под стеклом кабинетной трубы, Тот же самый поток неизменный Движет тайная воля судьбы. Там я звездное чую дыханье, Слышу речь органических масс И стремительный шум созиданья, Столь знакомый любому из нас. Характерно то, что автор торжественно определил кабинет ученого как «невысокую вселенную», в очередной раз проявляя соб­ ственную волю к незамкнутое™ даже явно ограниченных пространств. Пространствен­ ная ограниченность связана обычно с сово­ купностью заполняющих это ограниченное пространство вещей. Но тут — целое «госу­ дарство смертей и рождений», оно не мо­ жет быть замкнуто, потому что для автора нет малого в природе, а есть только великое. Поэтому столь разительно проявлен в его поэтике эпический элемент. Вдобавок, Забо­ лоцкий очень серьезен во всем, что говорит, в своем отношении к жизни; он серьезен и торжественен, как бывает серьезен эпичес­ кий автор. Известно, что эпопея есть «слово о мертвом», а о мертвых должно говорить в особом стиле, ибо они самим статусом сво­ им исключают возможность фамильярного, несерьезного контакта. Пространство бытовое в творчестве зре­ лого Заболоцкого представлено достаточно скромно, поскольку его «вечная тема» и его «поэма» — это «поле да лес», «весна» и «природа», и вообще вселенная. Его про­ странство — это весь окружающий огром­ ный поющий мир: «Мир / Во всей его жи­ вой архитектуре — / Орган поющий, море труб, клавир, / Не умирающий ни в радости, ни в буре». Поэт умеет вслушиваться в этот мир, слышать его звучание, его «музыку», напряженно пытается постичь его смысл, его онтологические начала: «Я, как древний Ко­ перник разрушил Пифагорово пенье светил, и в основе его обнаружил только лепет и музыку крыл». В основе его мира — лепет (слово — Г.К.) и музыка сфер. Этот мир нео­ быкновенно «певуч», он наполнен самыми разнообразными звуками. И громче всего в этом логосно освоенном мировом простран­ стве звучит (волею поэта) — человеческое слово. Слово, слитое с музыкой сфер, пере­ воплощенное в эту музыку: Дубравой груб и озером мелодий Ты превозмог нестройный ураган, И крикнул ты влицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган. И пред лицом пространства мирового Такую мысль вложил ты в этот крик, Что слово с воплем вырвалось из слова И стало музыкой, венчая львиный лик. В рогах быка опять запела лира, Пастушьей флейтой стала кость орла, И понял ты живую прелесть мира И отделил добро его от зла. И сквозь покой пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал... Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Эпические начала поэзии Николая За­ болоцкого исключительно наглядно даны в этом стихотворении— «Бетховен». Лиричес­ кий герой его ассоциируется с царем всего животного мира — львом; мировое про­ 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2