Сибирские огни, 2006, № 6
И в узелочках жил, — сейчас они тверды, Напряжены едва заметной дрожью. Они спокойные и просятся к труду. Я руки положу на подоконник— Они спокойнее и тише станут, Их ночью звезды обольют, К ним утром зори прикоснутся, Согреет кожу трудовое солнце, Ну, а сейчас... Эпическая широта зарисовки, подлин ная «иллюзия реальности», «жизнь в форме самой жизни», и при этом трудно предста вить что-либо более лирическое, исповедаль ное. Именно в этот период, в том же 1928 году «рожден» поэтом манифест «Обще ственное лицо ОБЭРИУ», в котором главной задачей поэзии провозглашается очищение конкретного предмета «от литературной и обиходной шелухи», столкновение в поэзии «словесных смыслов» для выражения этого предмета «с точностью механики». Анали зируя общественную и литературную ситу ацию того времени и взгляды Заболоцкого, на одну чашу весов положим «манифест», а на другую — вот эти «Руки», его написав шие. В таком контексте первое выглядит как социальный заказ, второе — как подлинное лирическое «Я» автора. Отстраненность, своеобычную для по эта «холодность» его стихов отмечали, как уже сказано, еще современники Заболоцко го. Кроме того, практически полное (для по верхностного взгляда) отсутствие лирическо го элемента в его поэзии сочеталось с широ кой научно-этической и философской ори ентацией, природно-онтологической доми нантой и яркой предметно-описательной изобразительностью. В этом же ракурсе сле дует рассматривать и его отношение к зада чам поэта и поэзии, ее поучительный эле мент, педагогичность и дидактизм его про изведений. Голландский исследователь Ио- ост ван Баак в своей статье «Заболоцкий и мир», посвященной прошедшему недавно столетнему юбилею поэта, пишет: «Его от ношение к миру сказывается в своеобраз ном просветительском пониманий задачи поэта, в космологическом дидактизме мно гих его стихотворений... .Поэт-космолог тор жественно называет, рассказывает и показы вает, как на самом деле «все обстоит в мире». Чем ближе он к этому модусу, тем ярче про ступает тезисный характер (лучше сказать, эпический элемент — ПК.) его поэзии и тем сильнее ее космологическая основа». Одно из наиболее характерных в этом отношении произведений Заболоцкого — стихотворение «Урал». Этот «отрывок» в целом как нельзя лучше иллюстрирует тезис о наличии глу бинного эпического элемента в мировосп риятии поэта, неразрывно связанного и с мифопоэтическим менталитетом, и с про странственными его представлениями. Здесь «холодная», отстраненная лирика сочетает ся с предметной изобразительностью, а те зисный характер повествования — с про странственным размахом и широтой охвата действительности. Образы пространства, неразрывно свя занные с эпическим элементом в произве дениях Заболоцкого, при всем их разнооб разии, имеют одну общую черту: огромный, вплоть до космических размеров, масштаб изображаемого: «Когда вдали угаснет свет дневной», «Противостояние Марса», «Заве щание», «Воздушное путешествие», «Дере вья», «Безумный волк», «Вчера, о смерти размышляя», «Где-то в поле возле Магада на» и т.д., и т.п. Если продолжить, то список будет включать в себя едва ли не все ориги нальные ( возможно, и переводные) произ ведения Николая Заболоцкого. Его поэтичес кий язык устроен так, что практически в лю бом стихотворении демонстрирует идею ве личия внешнего и внутреннего личного про странства поэта. Притом, в нем очень много воздуха. Пространство поэта, чаще всего, — чистое, просторное, светящееся, золотистое, прозрачное, пустынное (в терминах его иди олекта). В нем «много места», и в нем легко дышится и в солнечную погоду, и в грозу, и когда бушуют стихии («Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь природы очиститель ная сила!»). Заболоцкий стремится и умеет видеть мир «.сильным, свежим и чистым», таким, «каким он был in illo tempore», со гласно мифу о вечном возвращении. Это, по выражению М. Элиаде, — «жажда священ ного и одновременно ностальгия по Бы тию». Это не только оптимистическое виде ние существования, но и полное слияние с Бытием. В этом огромном пространстве хо рошо, легко и комфортно автору. И столь же возвышенно и комфортно в нем чувствует себя читатель, разделяющий образ мыслей и убеждения поэта. Не в этом ли секрет не преходящей ценности стихов Николая Забо лоцкого? У него свой космос, собственная сверхорганизация пространства, в котором значимо и значительно то, что ценно для него, и где, в ракурсе антропоцентричности языка, «ни большого, ни малого нет». Его «младенчество мира» («наивный» хронотоп) — это «время кузнечика» и «пространство жука». Но, с другой стороны, «наверху плы вут, качаясь, миров иные кубари». Большое в мире поэта может представиться малым, а микроскопическое, даже не видимое не вооруженному глазу — космически огром ным, а далекое — близким, и наоборот. Аб солютная мера всему — природа и мир ее непостижимых тайн, недаром само слово «природа» у Заболоцкого столь частотное и 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2