Сибирские огни, 2006, № 6

одномерным образом и выступает «как его квинтэссенция» (по утверждению В.Н. То­ порова). Всякий же путь не только сакрален, поскольку переводит преодолевшего в но­ вое качество, но и труден одновременно. Однако в таком именно ракурсе он и приоб­ ретает особую качественность, поэтому: «Не бойтесь бурь! Пускай ударит в грудь / При­ роды очистительная сила! / Ей все равно с дороги не свернуть, / Которую сознанье на­ чертило». Николай Заболоцкий был подвижником в собственном пространстве, «человеком пути», постоянного нравственного самосо­ вершенствования, которое еще в молодости стало нормой его жизни. Подобное утверж­ дение едва ли нуждается в аргументах, дос­ таточно упомянуть о том, что стихотворе­ ние «Не позволяй душе лениться» уже стало хрестоматийным в те годы, когда о Заболоц­ ком почти не говорили и не писали. Путь как вид художественного пространства связан у него с внутренней эволюцией лирического героя, наиболее ярким примером чему яв­ ляется стихотворение «Неудачник». Образы пути прямого и кривого (соответственно) чрезвычайно актуальны в мифопоэтическом пространстве. Вот и «неудачника» «осторож­ ная мудрость направила» всю жизнь идти «по глухому пути», «колеей» и «обочиной», а не прямой дорогой, которая одна была дана ему как цель и спасение от сегодняшней тос­ ки. Нет, уж лучше «пусть дорога уводит во тьму» («в тюрьму» — в первоначальном варианте), по мнению автора. Конечно, не всякий путь может быть пройден («Где-то в поле возле Магадана», 1956). Но путь ведь не столько зримая реаль­ ная дорога, сколько зачастую (в мифопоэти­ ческой традиции) некий свод правил, обо­ значающий общую линию поведения, внутренний нравственный закон, учение. И во многих случаях ценность пути состоит не в достижении определенного успеха, но, прежде всего, в нем самом, в приведении внутренней логики собственной жизни в соответствие с тем модусом правильного пути, который (согласно учению Будды) есть всегда. Нужно только открыть этот путь и ему следовать. В этом поэт Заболоцкий был тверд. «Нет на свете печальней измены, чем изме­ на себе самому», — писал он об одном из друзей-поэтов. Его же человеческую сущность не смог­ ли изменить ни изуверский по своей жесто­ кости многосуточный допрос, приведший к психическому срыву, ни годы каторги и ссыл­ ки, ни явная несправедливость обвинения, когда главный «фигурант» по его делу во все годы человеческой и творческой изоляции поэта оставался на свободе и даже преуспе­ вал, ни бесчеловечные порой «условия со­ держания» обвиняемых и осужденных. Он никого не предал и не оговорил, даже в мо­ мент потери рассудка. Да, власть заставила его замолчать. Надолго. Но заставить его из­ менить себе не смогла. «Низменная», по определению Лотмана, зависимость челове­ ка от окружающей среды никак не сказалась на его, Заболоцкого, внутренней самоорга­ низации. Глубоко в душе он сохранил свое нравственное пространство и собствен- .ный путь, не позволив эхо в себе подавить и не адаптируясь под «структуру простран­ ства» окружающего. Как художник, он был очень требователен к себе, и отсюда изна­ чально возникла художественная потреб­ ность поэта иметь свой собственный, не под­ лежащий внешним деформациям, простран­ ственный мир. Поэтому его лирический ге­ рой так внутренне величествен и так огро­ мен внешне. Поэт архетипически уподобля­ ет собственное тело Космосу. Отсюда - со­ ответствующий герою тип и характер худо­ жественного пространства. Произведения Н. Заболоцкого выявля­ ют его обширный и глубокий, и напряжен­ но-интенсивный пространственный опыт. Человек и пространство в его поэтике соеди­ нены, как писал В. Топоров о С. Кржижанов­ ском, «живой связью» (выделено мною — Г.К.). «Человек и пространство, —- пишет далее исследователь, -—как о в л а д е в а ю т один другим, делают один другого своим, так и п о д д а ю т с я один другому и р а ­ с т в о р я ю т с я друг в друге, становясь не своим, а е г о, то открывая это др у г о е , то свободно открываясь ему навстречу...... Но Заболоцкий (как и Кржижановский) не только «знал пространство», но и чув­ ствовал его, — «способность более редкая, чем знание пространства, и предполагаю­ щая в его субъекте некий внутренний орган восприятия пространства. Эта способность, которую нужно понимать как глубинное «зна­ ние» своей соприродности пространству и органическую удовлетворенность этим род- ством-сродством, подтверждающимся при каждом соприкосновении с пространством», была свойственна Заболоцкому в высокой мере и непроизвольно демонстрировалась им всякий раз, когда речь заходила о вещах, о ка­ тегориях, внутренне близких поэту, как его личное пространство, мир окружающей при­ роды, человеческая живая душа и т.п.: «В этот миг перед ним открывалось / То, что было незримо доселе, / И душа его в мир поднима­ лась, / Как дитя из своей колыбели». Этот «образ» является важнейшим в космологии Заболоцкого. Природа для него — абсолютная мера, а модус материально­ го и (амбивалентно) потустороннего мира отличается всесторонней разомкнутостью и абсолютной безграничностью. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2