Сибирские огни, 2006, № 6
этике, в которых отразились его мифопоэти ческие пространственные представления. «Служенье муз не терпит суеты: / Прекрас ное должно быть величаво...». Оставаясь верным пушкинской класси ческой традиции и своему призванию, За болоцкий величествен в своем художествен ном мире вследствие особого ощущения пространства. Его художественный мир, ин тегрировавший и внешние восприятия, и внутренний опыт, если говорить на его соб ственном языке, — огромен, необъятен, нео бозрим. Множество подтверждений тому находится в стихах: отчизна — необъятная, дороги ее— великие («Слепой»); поля и дуб равы — беспредельные, поляна ромашек — это целое государство («Я воспитан приро дой суровой»). Его Сибирь — это огромный безмолвный простор («Тбилисские ночи»); его земля после долгой зимы занята неизме римой работой («Оттепель»); а небо есть «колоссальный движущийся атом» («Когда вдали угаснет свет дневной»). Его мир про стирается от моря до моря, от края до края («Читайте, деревья, стихи Гезиода»); само пространство — мировое («Бетховен»); про сторы Казахстана — необозримые («Город в степи»), и «варево дальневосточных болот» необозримо тоже («Творцы дорог»). Нако нец, столь же необъятен и необозрим потус торонний мир «туманных превращений» («Завещание»), не говоря уже о «пропасти вселенной» («Воздушное путешествие»). Внутренне велик, как и внешне огро мен, и сам автор — лирический герой таких стихов, ощущающий себя новым Коперни ком, исполинским лесорубом с огромным канадским топором в ледяной амурской тай ге, или несгибаемым кленом, или одиноким дубом «среди своих безжизненных равнин», то есть тем эпическим героем, тем воином, который «воин в поле, даже и один» (2,307). Его исполинские размеры порой манифес тированы впрямую, как в этих строчках: Под звуки соловьиного напева Я взял фонарь, разделся догола, И вот река, как бешеная дева, Мое большое тело обняла. И я лежал, схватившись за каменья, И надо мной, сверкая, выл поток, И камни шевелились в исступленье И бормотали, прыгая у ног. И я смотрел на бледный свет огарка, Который колебался вдалеке, И с берега огромная овчарка Величественно двигалась к реке. И вышел я на берег, словно воин, Холодный, чистый, сильный и земной, И гордый пес как божество спокоен, Узнав меня, улегся предо мной. Даже пес у Николая Заболоцкого— «как божество». О себе же самом и своих товари щах поэт говорит одически-торжественно: «И мы стояли на краю дороги, / Сверкаю щие заступы подняв». Или напрямую: «А мы шагали по дороге / Среди кустарников и трав, / Как древнегреческие боги (выделено мной.— Г.К.), / Трезубцы в облако подняв» (2,263). И тут всплывают, во-первых, архети- пические представления о человеке, а точ нее, о Первочеловеке, как «мере всех вещей» (ибо мифы именно настраивают нас на вос приятие Первочеловека как вселенной, мак рокосма, то есть пространства; например, ве дийский Пуруша). Во-вторых, характерно то, что вместе с идеей божественного воплоще ния возникают мифологемы столпа (засту пы, трезубцы, поднятые в небо) как миро вой оси, и дороги (пути) как особого вида художественного пространства. Вечный по иск «ориентированных» монументов как удобных посредников между абсолютным пространством и человеком, в стремлении последнего быть к пространству причастным, вполне естествен, утверждают исследовате ли, и вполне объясним: человек никаким образом не может быть соизмерим с про странством, и любые, в особенности сак рально ориентированные, монументы помо гают ему преодолеть страх, чувство отчуж денности от мира: «И посреди сверкающих небес / Стоит, как башня, дремлющее дре во./ Оно — центр сфер...». Столп, или баш ня, или мировое дерево, или храм, через ко торый проходит axis mundi — ось вселенной, в архетипических, ритуальных представлени ях обладают высшей сакральностью как центр горизонтально-плоской окружности, космоса, мироздания (в семантическом ас пекте рассмотрения структуры мифопоэти ческого пространства). Вероятно, данное по ложение вещей связано с тем, что в мифо поэтических представлениях, по замечанию В.Н. Топорова, пространство возникает не столько через выделение его из хаоса, сколь ко через развертывание его вовне и, очень часто, по отношению к некоему сакрально му центру, как бы являющемуся осью раз ворота. Заболоцкий нередко ассоциирует с этим архетипическим пространственным символом-столпом самого себя — в соб ственном поэтическом универсуме («Осен ний клен», «Одинокий дуб», «Гомборский лес», «При первом наступлении зимы» и прочее, его излюбленным центром-симво лом является, в частности, мировое дерево). Чтобы стать подлинно поэтически-воз- вышенным, пространство должно быть не только безграничным, но и направленным, а находящийся в нем «должен двигаться к цели» (утверждает Ю.М. Лотман). Для ми фопоэтического сознания путь, не совпадая с пространством, является его линейным 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2