Сибирские огни, 2006, № 6
Галина КОПТЕВА ЭПОС И Л И Р И К А В поэзии Н. ЗАБОЛОЦКОГО Николай Заболоцкий писал в одном из стихотворений: «Два мира есть у человека: / Один, который нас творил, / Другой, кото рый мы от века/ Творим по мере наших сил». Этот другой, творимый мир был для поэта не менее важен, чем первый, что указывает на эпичность миросозерцания поэта. Яркая индивидуальность Н. Заболоцкого воплоти лась в созданных им художественных ми рах, в его пространственно-поэтических представлениях. В литературоведении существует мне ние о «вторичности» художественного вре мени по отношению к «пространственным языкам» (Ю. Лотман). Как писал П. Флорен ский, «цель художника — преобразить дей ствительность», а «задача искусства — пе реорганизовать пространство, то есть орга низовать его по-новому, устроить по-свое му...». Но для каждого человека существует его личностное, индивидуальное пространство — непосредственное окружение и соотно шение с другими людьми и вещами, вовле ченными в повседневную жизнедеятель ность. Русский человек исторически суще ствует в обширном пространстве и, деятель но осваивая «драму и поэзию» необъятных российских просторов, приобретает не толь ко особенную широту натуры, но также широту, а порой и величие индивидуально го внутреннего пространства. Такой была натура Николая Заболоцко го, поэта рано сформировавшейся творчес кой индивидуальности. Его пространство не было сугубо геометризованным и абстракт ным. Как нельзя лучше это подтверждает художественный уровень творений поэта: не обыденно-усредненный, но — мифопоэти ческий. Согласно В.Н. Топорову, «усреднен- ность» подразумевает «попытки материали зовать пространство, овеществить его, ов- нешнить, усреднить (сделать его доступным простым способам измерения), оторвать от субъекта, познающего это пространство. Во- вторых, всем перечисленным видам деятель ности свойственна установка на п о к о р е ни е пространства (овладение им),... устра нение из него качественных различий, тем более — любых признаков одухотвореннос ти (психичности)». Николаю Заболоцкому идея покорения природы и последующего изымания из ее недр всевозможных благ всегда была орга нически чужда и вызывала в его душе глубо кий внутренний протест. Тем более что он- то как раз ощущал себя «частью природы», всматривался, вслушивался в окружающий мир в отчаянной надежде на самораскры тие «одухотворенного пространства» и на постижение некой запредельной онтологи ческой истины. Н. Роскина, настойчиво под черкивая тот факт, что Заболоцкий «был рожден поэтом» и поэтическое было в нем «гипертрофировано», свои воспоминания о нем закончила следующим эпизодом из их совместной жизни. «Как-то, когда он приче сывался перед зеркалом, аккуратно пригла живая редкие волосы, моя Иринка (дочь Н. Роскиной — Г. К.) спросила его: «Дядя Коля, а почему ты лысый?» Он ответил: «Это потому, что я царь. Я долго носил корону, и от нее у меня вылезли волосы». И вот— воспоминание о его добродуш но-серьезном лице, которое в эту минуту я видела отраженным в зеркале, воспомина ние о спокойном естественном тоне, кото рым он произнес: «Я царь»...И все». Таким он видел себя в своем удивитель ном, сказочном мире, полном «очарователь ных тайн». Каким же представлялся ему ок ружающий мир? — Светлым и чудесным, исполински-прекрасным и непрерывно из меняющимся, сияющим (храмом) и необоз римым (мирозданьем), а порой и угрюмым, и маленьким, и бедным. Но, прежде всего — «огромным, певучим источником величья», о чем поэт прямо сказал в одном из своих стихотворений. В этом космогоническом, мифопоэтическом мировосприятии, как в зеркале Вселенной, отчетливо видны «без мерности» его человеческой души. Один из юношеских друзей, Яков Друскин, как-то сказал о Заболоцком, что в нем «нет жалко го», так как он «важен, как генерал». И это было сказано не о внешности поэта. В пер вую очередь, это говорилось о поэзии и по 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2