Сибирские огни, 2006, № 6

людей, составляющих человечество». Его творческое наследие — это два тома, а лите­ ратура о нём значительно обширнее— вклю­ чает более четырёх тысяч наименований (4, с.31), однако открытие Абая впереди. Деятельность Абая, его творчество — это тот след, который породил дорогу, гово­ ря словами казахской поговорки. «Бессмер­ тие не дано, а задано человеку...», — утвер­ ждал Н.Н.Вильмонт. Энергетическим им­ пульсом в грядущее стала и литературная школа, ученики Абая: Акылбай, Магауия, Асет, Арип, Кокпай, Шакарим. Абая и Шака- рима объединило не только кровное и ду­ ховное родство, но и место упокоения на Жидебае, которое стало местом культурно­ го паломничества. Мурат Ауэзов отмечает, что у казахов было три пассионарных лич­ ности — Абай, Шакарим, Мухтар Ауэзов (5,с.8), местом рождения которых стала се­ мипалатинская земля. И всё же с грустью звучат слова Макен- апай -— внучки Абая: «Так и ушёл Абай из этой жизни непонятым...». И нам отвечать, риторически ли звучат слова поэта: Бессмертные слова ты оставляешь миру, Так можно ли сказать: «Ты превратишь­ ся в тлен»? 1. Янушкевич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям, «Казахстан», 1966. 2. Варшавский Л. Михаэлис, друг Абая. Нива, 2006, №1. 3. Черных С. С берегов Иртыша, Алма-Ата «Казахстан», 1981. 4. Бельгер Г. Земные избранники (Гёте.Абай), Алматы «Жазушы», 1995. 5. БегалиноваК.К., АльжановаУ.К. РольШакарима в становлении казахского сознания и само­ сознания, сб. Национальное сознание и самосознание в казахской культуре: прошлое и насто­ ящее, Семипалатинск, 1999.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2