Сибирские огни, 2006, № 6

ко бы ни было религий, все считают, что Богу присущи любовь и справедливость.// Мы не создатели, а смертные, познающие мир по созданным вещам.// Начало человечности — любовь и справедливость. Они присутству­ ют во всём и решают всё». Внимание Абая к человеку определяет основу его философс­ ких и литературных поисков, даже в пейзаж­ ной лирике он важными делает социальные мотивы. Как заклинание звучат его слова: «Адам бол» — «Будь человеком»: Если смолоду честь не терял, Если щедро прожил для людей, Если враг твою доблесть познал, Если верен был дружбе своей, Если доброе имя берёг, Если все доверяли тебе, Если ты не плутал средь дорог, Если сам не перечил судьбе, Если жил, согревая сердца, Если полной влюблялся душой Если что отдавал — до конца, Если брал, возвращая с лихвой, Если смело прошёл перевал, Если жить не осталось уж сил, Если смерть свою не умолял, Значит ты человеком прожил. В 1904 году умирает любимый сын Абая, поэт — Магауия. Абай перестал гово­ рить, избегал людей и через 40 дней — 23 июня он умирает. «Пожалей, потомок, того,/ / Кто скорбен был и одинок,// Боролся с тьмой, как мог... Не обессудь!// Суди, но помни: пусть страшна вина— //За грех один карать не нужно дважды,// А я, живой, за всё платил сполна», — провидчески звучат сло­ ва Абая. Мулла Ахмед Риза, у которого Абай учился в семипалатинском медресе, расска­ зывал ему о Мункире — испытующем анге­ ле, отворяющем врата рая. Этот ангел не ос­ тавлял Абая всю жизнь— ведущий и не даю­ щий успокоиться. Как обильно и неудержи­ мо покрывает пухом землю тополь, не ве­ дая, где прорастёт семя, так и человек, влеко­ мый угаданным предназначением, исполня­ ет волю жизни. Прикосновение к творчеству Абая — ответственно, оно обязывает быть достой­ ным. В устной форме произведения Абая обретут широкую популярность ещё при жизни поэта, но не сразу будет осознана важ­ ность их письменной фиксации, позже это вызовет необходимость собирания, тщатель­ ной сопоставительной работы по установ­ лению точности текста, большая роль в этом принадлежит Мухтару Ауэзову. Литератур­ ное наследие Абая составляет два тома, ко­ торые включают переводы, стихи, философ­ ско-этические этюда, три дастана, исследо­ вание о происхождении казахов. Его путь к известности труден и длинен: отдельные ред­ кие публикации при жизни, после — изда­ ние неканонических текстов, непростая судь­ ба переводов его произведений. Но его твор­ чество вопреки многому обретает в духов­ ном самосознании народа своё место. Оно притягательно, как всё истинно талантливое, оно рождает подвижников: Какитай Искаков, сказавший: «Я в неоплатном долгу перед моим дядей», издаст неимоверными усили­ ями, на свои деньги первый сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева» в Петербурге через пять лет после смерти по­ эта на основе рукописи Мурсеита; Алихан Букейханов — основатель абаеведения, ска­ жет в некрологе: «Ещё не было казахского поэта, так возвысившего духовное творче­ ство народа, как Абай.// Абай был саморо­ док, вынесенный судьбою в безвременье его родины...», определив этим точку отсчёта в оценке наследия Абая; Мухтар Ауэзов про­ делает огромную исследовательскую рабо­ ту, создаст 4 варианта научной биографии поэта с 1933 по 1950 годы, эпопею «Путь Абая». И длится этот ряд. И каждое из начи­ наний осуществляется часто вопреки обсто­ ятельствам, основой же этого движения на­ встречу становятся сопричастность, созву­ чие, также как и в пути Абая к своему наро­ ду, к культурам других народов. А.Нурпеи- сов писал: «...созвучие проявляется всюду. На созвучии зиждется природа, на нём стро­ ятся добрые человеческие отношения. Со­ звучие духа и талантов существует явствен­ но. Это хрупкая категория, истинная суть человеческой общности, которую в наше очень неспокойное время нужно повсюду выявлять, обнародовать и беречь как самое ценное, непреходящее, что тысячелетиями терпеливо создано и выпестовано много­ страдальным разноязыким человечеством. // Постижение сути Абая ещё не вышло за пределы национального. Человечеству ещё предстоит открыть для себя, понять, ос­ мыслить Поэта, выразившего дух казахов». (4, с.7) Выразить национальное и выйти в космические сферы универсальных истин — это удел, счастливая доля немногих, за кото­ рую дорого платят и которую не ищут, но, осознав предназначение — выполняют как миссию. Абай обладал удивительной широ­ той мировосприятия и мироприятия. Родное пространство для Абая — это гора Акшокы, у которой располагался его аул на жайляу; Жидебай, где останавливались на зимовье; мазары Зере и Улжан, бабушки и матери; ущелье Енлик и Кебек, его героев — жизнь, творчество пересекались и переплавлялись в судьбу. Всю жизнь, прожив в родном ауле, исключая нечастые поездки в Семипала­ тинск, Омск, он при этом, по словам В.Шкловского, «был человеком, который видел два миллиона казахов, не теряя за сте­ пями из виду, что существует два миллиарда 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2