Сибирские огни, 2006, № 6
щие энергию «живой жизни» и её осмысле ния; искусно творит образность своего по этического мира, в котором уплотняется мысль, это протест против стихов «в запла тах», по его выражению, т.е. со случайными словами для поддержания ритма. Поэт вво дит новые жанры, формы и мотивы в казахс кую литературу: философская поэма, памф лет, пейзажная лирика, оригинальность фор мы «Книги слов», интимная лирика с эволю цией в изображении любви и женского обра за от традиционной цветистости и условнос ти к психологизму, точности и проникновен ности в передаче чувств; создаёт новые рит мические формы, около двух десятков, в том числе знаменитые восьмистишия-сегизаяк — строго и соразмерно организованные. Он обратится к созданию музыкальных произ ведений, которые будут сопровождать его стихи, подчёркивая их мелодичность и спо собствуя запоминанию и распространению поэтического творчества Абая. Поэт проницателен, смотрит на мир и на себя широко открытыми глазами, не стра шась слабостей и не боясь о них говорить, но не смакуя и не упиваясь своей критично стью. Его стихи поражают страстностью и глубиной размышления. Сопричастность всему пронизывает, как нерв, его творчество. И неспешность мысли, соединяясь со страс тью чувств, обретают словесную форму, рождаются афоризмы: «Плохой друг — как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи не сыщешь»; «Кри чащий в гневе — смешон, молчащий в гневе — страшен» (пер. Л.Соболева); «Как ни пре красна мысль, пройдя через уста, она тускне ет»; «Мир — океан, время — веяние ветра, ранние волны — старшие братья, поздние волны — младшие братья. Поколения сменя ются чередой, а кажется — незыблем их по кой». (пер. К.Серикбаевой, Р.Сейсенбаева) Для Степи Абай стал её нелёгкой любо вью. Несовершенство мира остро пережи вается им, его способность видеть приметы дисгармонии во всём мучительна. Вскрывая общественные противоречия, он обнаружи вает собственные. Энергия проповеди соеди няется у него с беспощадной исповедально- стью. Абай — зрящий беду, и не умолчав ший о ней. Он не ищет утешения, потому что он — вечное стремление к совершен ствованию. Порой это порождает чувства одиночества и отчаяния: «О, Великий Боже, молю Тебя, укажи мне прямой путь! Когда враги хватают меня за горло, я не вижу не единой сочувствующей души. О, бедные мои слова, которыми восхищаются Аргын, Найман и Средняя Орда! Вы не имеете ника кой цены в глазах невежественной толпы то- быктинцев» (прозаический перевод стихот ворения Н.Рамазанова). Л.'Толстой говорил, что красное можно изобразить только зелё ным, показав красное на фоне зелёного. Абая упрекали в чрезмерности обличительного пафоса, а он целеустремлённо утверждал культ любви, как животворящей силы: «А того, кто жил не любя,— // Человеком на звать нельзя». На чествовании 95-летия со дня рождения Абая другой поэт— Джамбул, гля дя на его портрет, произнесёт: «На дне глу боких дум его — море,// Лишь зоркий взгляд души может его постичь.// Никто, видать, в ту глубь не заглянул с любовью,// Муж вели кий ушёл из жизни с гневом-скорбью» (под строчный перевод Г.Бельгера). Для Абая поэзия становилась больше чем возможностью создавать гармонию в слове, но страстным желанием пересоздать по этим законам мир, подобно Данте. Он будет стремиться вести за собой свой народ, как когда-то его прадеды Иргизбай и Бертыс. Его поэзия, как и мировоззрение, многослой на, порой сочетает несочетаемое, но глав ное в ней — созидательная мощь. Она — проявление той любви, которая и придаёт проникновенность и страстность его твор честву. Мировоззрение Абая опирается на суфизм и важными постулатами для него становятся преобразование человеческого духа, обращение к любви и состраданию, приобщение к Богу. Особенно отчётливо это выражено в «Книге слов», которая носит ито говый характер, включает сорок пять Слов, жанр которых трудно определить однознач но — это и философские этюды, и дидакти ческие эссе, и стихи в прозе, и притчи. Кор ни жанровой формы, востребованной Аба- ем, можно соотнести с античными ритори- ками, диалогами Платона, «Опытами» Мон- теня, «Максимами» Ларошфуко, «Максима ми и рефлексиями» Гёте. Абай стал осново положником новой казахской художествен ной прозы. В этом произведении свободная композиция в переходе от темы к теме, от жанра к жанру. Многие из Слов начинаются с острополемических, философских вопро сов: «В чём кроется причина разрозненнос ти казахов?» (Слово третье), «Станет ли кто прислушиваться к нашим советам или вни мать наставлениям?» (Слово восьмое), «Люблю я казахов или не люблю?» (Слово девятое), «Зачем человеку ребёнок?» (Сло во десятое), «Чем промышляет, как живёт народ?» (Слово одиннадцатое), «Но что та кое стыд?» (Слово тридцать шестое), «Как это получается, что о покойниках мы не гово рим дурного, а среди живых не видим дос тойных?» (Слово сороковое). Не на все воп росы автор «Гаклии» даёт ответ, но вопросы прозвучали. При всём разнообразии Слова объединяет личность автора — поэта, мыс лителя: «Доказательством существования единого и всемогущего Бога является то, что многие тысячелетия на различных языках люди говорят о существовании Бога и сколь 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2