Сибирские огни, 2006, № 6

КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ Елена ПОМИНОВА «ТВОРИТЬ ИЗ ХАОСА МИРЫ МУДРЕЦ ПРИВЫК» Возвышенная поэзия жырау — испол­ нителей героического эпоса, сменяется творчеством акынов — народных певцов, впитавших всю боль и чаяния казахов. Это создаёт почву для появления Абая. Степь, звучавшая до того многоголосием акынов, ждала такого поэта, как Абай. В нём мощно проявилась многовековая традиция устно­ го народного творчества. По словам Ахме­ та Байтурсынова: «Первый поэт казахов — Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа». Этот дух формировался на просто­ рах Жидебая. В 18 веке бий Иргизбай с другими предводителями привёл из Туркестана к Чингисским горам род тобыкты, опреде­ лив этим его дальнейшую судьбу, а также своей семьи и потомков. 10 августа 1845 года в год змеи здесь, у родника Каскабу- лак, появится на свет его правнук и сын последнего султана этого рода, Кунанбая Ускенбаева — Ибрагим, который станет известен миру как Абай. Это имя даст ему мать Улжан, происходившая из рода бо- шан, знаменитого известными в Степи ос­ трословами Контаем и Тонтаем, её предок — бий Бертыс также приведёт свой род в Есть люди, как опоры моста, держащие на себе дорогу, по которойКультура и величие духа, накопленные предшествующими поколе­ ниями, идутв будущее... Без них — нетдороги. С .Н .Рерих Истинно великие люди должны ощущать на свете великуюгрусть. Ф.М .Достоевский Кто хочетузнать поэта, Да отправится в страну поэта. И .В.Гете эти края. Она мудрой любовью постигла и отразила в имени суть сына: «Абай» — «про­ ницательный». Именно оно станет знаковым в истории казахской культуры. А ещё его в детстве будут называть Телькара — телёнок, сосущий двух маток, за то внимание, кото­ рое будет уделять ему и бабушка Зере, напи­ тавшая его любовью к фольклору, и к голосу которой будет прислушиваться сам Кунан- бай. К 20-ти годам, проучившись три года в медресе и, самовольно, ещё меньше в рус­ ской приходской школе, Абай заслужил славу первого оратора, знатока народной жизни, фольклора, юридических уложений. Это дол­ жно было помочь ему в должности волостно­ го управителя осуществить задуманное — стремление разумно и справедливо вершить дела. Но это намерение шло вразрез с офици­ альным порядком дел, и Абай обращается к мысли об иной жизненной стезе. Просвети­ тельская, литературная деятельность стала де­ лом его жизни. Однако, как непросто и не сразу осознаётся им призвание. Для степного аристократа это считалось недостойным за­ нятием и здесь ему суждено быть первым. С 14 лет он сочиняет лирические импровизации, песни-послания, не придавая этому серьёзно­ го значения. Но постепенно дар всё отчётли­ 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2