Сибирские огни, 2006, № 6
ЮРИЙ ЮДИН £зЙШ КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК родец Гюрята Рогович еще в 1096 году рассказывал о каких-то просекающихся через горы людях, обитающих где-то между югрою и самоядью. «Но так как инородцы не могли рассказать путем, для чего люди эти «ходят по подземелью с огнем», то остал ся только этот факт, который сам по себе должен был казаться чудным». Но что это за озеро, на которое выходят люди из подземных ходов?.. Позволим себе высказать предположение, что озеро это—озеро Колыванское, находящееся в рудоносном Западном Алтае, в 30 верстах к северо-востоку от Змеиногорска. Озеро это выпускает из себя речку Нижнюю Колыванку, впадающую в Локтевку, которая относится к системе реки Чарыша, притока Оби... Близ озера находятся месторождения медных руд, разрабатывав шихся уже чудью и вызвавшие основание здесь в 1727 году Демидовым первого медепла вильного завода. Озеро в окружности около 7 верст, имеет значительную глубину, очень прозрачную воду и расположено в горах (на высоте около 1200 футов), в чрезвычайно живописной местности, у подошвы гранитных скал, отличающихся необыкновенными, при чудливыми формами. Скалы эти имеют вид башен, террас, пирамид, развалин замков ипод нимаются над озером местами до высоты 600-700 футов. Рассказы о таком озере, с чудскими около него копями, легко могли подать повод к возникновениюпредставления о выхождении на озеро людей из подземных ходов и о существовании на нем большого мертвого «града» (кремля, крепости) без посада (ибо имеются одни только развалины стен и башен, а жилых домов нет). Рассказы о чуди или самояди, добровольно ушедшей в землю, распростране ны были и в других концах Сибири. Немецкий путешественник Шренк, например, приводит рассказ о подземном народе сииртя, услышанный от одного обитателя тундры: Сииртя живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца. Они имеют свойязык, но понимают иязык ненцев. Один ненец, роясь однажды в земле, напал на пещеру, в которойжили сииртя. Один из них сказал: оставь нас впокое, мы боимся света и любим мрак земли; но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, еслиты ищешь богатства, а мы бедны. Самоед побоялся, однако, идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру. Известно впрочем, продолжал рассказчик, что эти сииртя богатый народ: у них есть серебро имедь, железо, свинеци золото в изобилии, да и как им не иметь всего этого, если они живут в земле. Енисейские самоеды, по свидетельству Анучина, также знали о наличии под земного, темного и холодного мира и его обитателей. Они считали, что люди эти имеют не вполне человеческий облик: у того нет руки, у другого ноги, иной же имеет только половину головы, да и та поросла мхом. Живут они в чумах, покрытых только с одной стороны, едят мышей, считая их за оленей, греются перед холодным синим огнем, а то и просто сидят вокруг кучки незажженных дров. Но эти сведения, кажется, к минеральным богатствам отношения не имеют, если только не принимать синий огонь подземных самоедов за первобытную газовую горелку. СТРАНА ПОДЗЕМНЫХ РУДОКОПОВ Самая известная из отечественных сказок о подземных царствах — «Семь под земных королей» Александра Волкова. В своем «Волшебнике Изумрудного города» (1939) Волков с небольшими вариациями пересказал сказку американца Лаймена Фрэнка Баума. Зато следующие его сказки с теми же героями — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963) и «Семь подземных королей» (1964) имели уже вполне самостоятельные сюжеты. Впоследствии Волков продолжил свою сказочную эпо пею, но прочие сиквелы, как это обычно бывает, сильно уступали первым трем книжкам. Александр Волков родился в Усть-Каменогорске, но детство и юность провел в Томске. Тамошние литературоведы высказывают гипотезу, что образ Изумрудного города был навеян ему крышами томских деревянных особнячков, которые тради ционно красились в зеленый цвет... С ничуть не большей степенью натяжки мы можем увидеть прообраз Страны подземных рудокопов в нашем родном Кузбассе. Но дело даже не в аллегорических соответствиях, а в пророческом смысле, которым богаты хорошие сказки. Страна подземных рудокопов возникла в огромной пещере, представляю щей своеобразную преисподнюю Волшебной страны, где происходит действие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2