Сибирские огни, 2006, № 6

ЮРИЙ ЮДИН КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК У рудокопов оловянных копей Малайзии имеются особые представления об олове и его свойствах. Олово находится под покровительством духов, которых необ­ ходимо умилостивить. Оно обладает свойствами живой материи, может передви­ гаться из одного места в другое, самовоспроизводиться и проявлять симпатию или неприязнь к людям и предметам. Поэтому следует относиться к оловянной руде с уважением, заботиться о ее удобстве и направлять горные работы таким образом, чтобы добывать руду как бы без ее ведома. Хотя в Малайзии сильно укоренен ислам, эта сравнительно новая религия бессильна обеспечить рудокопу успех. Заботятся о шахтах и распоряжаются рудами древние местные божества. Поэтому в трудных случаях прибегают к помощи паванга — жреца прежней религии, которая была вытеснена исламом. Рабочие-мусульмане должны остерегаться обнаружить свою религию и отнюдь не отправлять вблизи рудника своих ритуалов. В Африке у байеке в момент открытия новой штольни начальник в окружении жреца и рабочих произносит молитву, обращенную к древним «духам меди». Толь­ ко начальник определяет, где надо начать бурить, чтобы не обеспокоить и не раз­ дражить духов горы. И рудокопы бакитара также должны умилостивлять духов — «хозяев места», а во время работ соблюдать многочисленные табу, особенно сек­ суальные. В Северной Африке и вовсе считается, что открывший новую жилу, вскоре умрет. Словом, человек, сменивший земную жизнь на ремесло рудокопа, на всех широтах смутно чувствует, что, проникая в земные недра, совершает некое кощун­ ство. * Мотив чудовищ, охраняющих пещеры, безусловно связан с пещерными зверь­ ми — современниками вымерших ныне неандертальцев и наших предков кромань­ онцев. Пещерный лев иногда рассматривается в качестве одного из подвидов льва, представители которого до наших дней сохранились в Африке и Азии. Но имеется и прямо противоположная версия — что пещерный лев не имеет с современными собратьями никакой генетической связи. Пещерный лев появился в раннем и вы­ мер в позднем плейстоцене или даже в голоцене. По размерам он был несколько крупнее, чем современные львы. Хищники заселяли плейстоценовые степи и ле­ состепи, карстовые пещеры и кустарниковые заросли в долинах рек и в предгорьях. Питались эти львы главным образом крупными копытными, отдавая предпочтение стадным животным — диким лошадям, бизонам, турам, гигантским и благород­ ным оленям. Размножались пещерные львы раз в год и приносили от одного до трех детенышей. Пещерные медведи — род вымерших медведей, включающий несколько видов. По строению скелета близки к бурому медведю. Обитали в лесистых местностях и на открытых равнинах. Большой пещерный медведь (Ursus spelaeus) был почти в полто­ ра раза больше современного бурого медведя. Известны многочисленные наскаль­ ные изображения пещерных медведей, сделанные древним человеком, который на них охотился. Саблезубый тигр, или махайрод, как бы унаследовал свои огромные саблевид­ ные клыки у древних звероящеров. Они, должно быть, мешали закрывать пасть ма- хайроду; но зато он без труда пробивал своими клыками толстую кожу шерстистых носорогов и мастодонтов, на которых предпочитал охотиться. Причиной вымирания пещерных львов, пещерных медведей, саблезубых тиг­ ров и прочих плейстоценовых зверей считали «общее старение и обеднение мамон­ тового фаунистического комплекса» к началу голоцена. Однако недавно американс­ кий профессор Росс Макфи, сотрудник нью-йоркского Музея естественной исто­ рии, выдвинул теорию, что мамонты, саблезубые тигры и еще более 130 видов гиган­ тских животных вымерли около 10 тыс. лет назад в результате заражения вирусом гриппа от людей. «Никакими изменениями климата или широкомасштабной охотой человека на этих животных мы не можем объяснить их быстрое исчезновение», — заявил он. Пещерный лев стал героем популярной детской книжки Жозефа Рони-старше- го, неоднократно переиздававшейся в России. Саблезубый тигр является в книжке Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Пещерный медведь еще ждет своего певца. 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2