Сибирские огни, 2006, № 6
вые люди родились в результате брака Неба и Земли в самой глубокой из четырех пещер-маток. Под водительством баснословных Близнецов люди карабкались из од ной пещеры в другую, пока не вышли на поверхность. Пещера — средоточие, центр мира, его сердце, место встречи божества с чело веком. В мифах и в фольклоре часто упоминаются чудовища, стерегущие вход в пещеру; чтобы проникнуть внутрь, герой должен победить чудовищ, то есть пройти инициацию. Тем самым пещера получает значение порога, границы между миром живых и загробным миром, космосом и хаосом. Примерно на рубеже новой эры в Персии возник и стал быстро распростра няться за ее пределы митраизм — религия,, несколько веков успешно конкурировав шая с христианством. Пещера считалась миниатюрной моделью мироздания, сотво ренного Митрой, который и сам родился из камня; поэтому митраистские обряды проводились именно в пещерах. Древнегреческий прорицатель Трофоний практиковал в пещере; причем чело век, узнавший от прорицателя свою судьбу, погружался в состояние безотчетного ужаса, что современные исследователи приписывают воздействию какого-то руд ничного газа. Гроты и гротовые храмы — созданные людьми подобия естественных пещер; таковы, например, храм Абу-Симбел в Египте или храм Аджанта в Индии. В христи анской иконографии Вифлеемский хлев, где родился младенец Иисус, традиционно изображается в виде скального грота; усыпальница Христа также представляет со бой гробницу-пещеру, высеченную в скале. По легенде, евангелист Иоанн получил свое Откровение в пещере на острове Патмос. В символике зодчества ниши часто знаменуют собою воплощение «мировой пещеры», включенной в великий космос. Эта трактовка распространяется и на при дел в христианской церкви, и на мусульманский михраб. Со своей природной средой люди были связаны куда более тесно, чем современный профанный разум может понять. Они чувствовали себя буквально «людьми Земли» — это выражение не было аллегорией, — пишет Мирча Элиаде. — Есть множество примеров подобных верований; так, армяне считали Землю «материнской утробой, откуда вышли люди». В Египте «матка» и «галерея шахты» назывались одним словом. Жители Перу верили в свое происхождение от гор и камней. По верованиям других народов, дети появлялись из пещер, расщелин, источников и т. п. Согласно греческому мифу, от Всемирного потопа уцелела одна супружеская пара, Девкалион и Пирра; когда воды схлынули, они понаделали новых людей, но не естественным путем, а из камней. В русской былине также имеется мотив происхож дения человека из камня: Зародился я от сырой земли, Я от батюшка все от камушка, От камушка да от горючего. Если галереи шахт и пещеры отождествляются с лоном Матери-Земли, то руды, добываемые в копях, — своего рода эмбрионы: растут они медленней, чем растения и животные, но все-таки созревают в сумерках земных недр. «Металлические образования в горах есть не что иное, как деревья с корнями, стволом, ветвями и множеством листьев... Что такое шахта, как не растение, покры тое землей?» — писал итальянский математик, философ и врач Джироламо Кардано (1501-1576), в честь которого впоследствии назвали карданный вал. После периода активной эксплуатации рудникам принято было давать отдых: шахта, это чрево Земли, требовала времени для следующих родов. Плиний Старший говорит, что свинцовые шахты Испании возрождались по прошествии определенно го времени. Барба, испанский автор XVII века, уточняет: истощенная шахта способ на возродить свои богатства при условии надежной закупорки и предоставления ей отдыха в течение 10—15 лет. Дело в том, прибавляет Барба, что те, кто думают, что металлы были созданы при сотворении мира, глубоко ошибаются: металлы «вырас тают» в шахтах. История недавней реструктуризации угольной промышленности в Кузбассе, когда чуть ли каждая четвертая шахта подверглась принудительному закрытию, и небывалый рост добычи угля, который мы наблюдаем сегодня, заставляет предполо жить, что в этих представлениях было рациональное зерно. 149 ЮРИЙ ЮДИН КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2