Сибирские огни, 2006, № 6

ЮРИЙ ЮДИН ‘Ш КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК Потом Варвару все же схватили; отец отрекся от нее, и девушку обезглавили после истязаний, причем Диоскор казнил ее собственноручно. Вскоре его чудесным обра­ зом поразила молния, испепелив дотла. В Польше профессиональный шахтерский праздник, отмечаемый 4 ноября, в память о св. Варваре называется Барбурка. В Венгрии покровительницей шахтеров считается местночтимая св. Кинга — принцесса, выданная замуж в Польшу. Перед замужеством она бросила в штольню кольцо; потом на этом месте стали происходить чудеса, волшебные спасения и т.п. Нам здесь важен, конечно, мотив девственности обеих этих святых. Баснословные персонажи германских рудокопов — это мастер Хеммерлинг, прозванный в народе Горным монахом, чудодейственный спаситель горняков, а так­ же Белая дама, которая всегда показывается перед обвалом. Эта Белая Дама — особа ослепительной красоты с длинными светлыми волосами, в белом платье с кружева­ ми. Она умеет превращать обыкновенные булыжники в чудесные амулеты, указыва­ ет месторождения серебра и золота, предсказывает будущее и утихомиривает бури. Однако если Белая Дама избрала тебя в возлюбленные, ей нельзя изменять — в отме­ стку она может уморить всех мужчин твоего рода. Тут кстати придется шахтерская байка, обнаруженная нами на официальном сайте славного города Караганды: Старый, очень длинный и заброшенный штрек даже не проветривался. Уже давно надобность в нем отпала, и пользовались им крайне редко. Иногда забегали шахтеры, чтобы оторвать кусок троллея или вывинтить лампу, а то и рельс. Шел Т. быстрым, спортивным шагом, и даже напевал что-то от избытка чувств и молодости. Фонарь его каски освещал путь на несколько десятков метров, рельсы под ногами указывали точный путь, все было прекрасно. Неожиданно луч фонаря высветил далеко впереди лежащее прямо на рельсах голое и белое тело молодой, полной и красивой женщины. Бесстыдно раскинувшись и отвернув лицо, лежала она, распустив свои длинные белые локоны поперек штрека. Каска на Т. поднялась от вставших дыбом волос! Попятившись, он запнулся обо что-то, и сел с размаху на шпалы. Отдадим ему должное, он быстро очухался. Сначала стал очень громко орать, пытаясь вывести Белую Бабу из неподвижности. Потом стал бросать в нее камни. Та только колыха­ лась вслабеющемсвете фонаря идаже вдруг усмехнулась, когда один из камнейдостиг цели. Только на расстоянии десяти метров все стало ясно. За несколько дней до описываемых событий какие-тошахтерысели нарельсытормознуть. Остатки пищи сгазетными обертками занесколькодней покрылись пышными белыми зарослями каких-тошахтных бактерий; этим иобъяснялся феномен. Хочется верить, что средневековые немецкие рудокопы относились к своей Бе­ лой Даме куда почтительней. Если кто-то сочтет, что к сибирской мифологии все эти россказни прямого от­ ношения не имеют, мы возразим, что не далее как сто лет назад Сибирью называлась почти вся азиатская часть России, от нынешнего северного Казахстана вплоть до Сахалина и Чукотки. Достоевский, будучи в ссылке в Семипалатинске, не сомневал­ ся, что живет в Сибири. Если же и этот аргумент покажется не вполне убедительным, приведем другую шахтерскую байку, записанную уже непосредственно в Кузбассе: Жена спрашивает у мужа: —Милый, а как там нашахте, расскажи? — Я лучше покажу... — Закрывает ее в шкаф и начинает лупить ломом по шкафу, поливать водой, трясти его. Через полчаса открыл, жена выпала без чувств и лежит. Муж взял, да и поимел ее. Жена очухалась и спрашивает: —Мне все понятно, но иметь-то меня зачем было? •—Заранний выход из шахты! Баснословного тут, положим, мало, но эротическая окраска этого анекдота пред­ ставляется очень характерной. ПЕЩЕРА И ШАХТА У шахты, копи и рудника имеется собственная мифология, восходящая к мифо­ логии пещеры. Например, согласно воззрениям африканского племени зуньи, пер­ 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2