Сибирские огни, 2006, № 6
ЮРИЙ ЮДИН ‘Ш КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК Потом Варвару все же схватили; отец отрекся от нее, и девушку обезглавили после истязаний, причем Диоскор казнил ее собственноручно. Вскоре его чудесным обра зом поразила молния, испепелив дотла. В Польше профессиональный шахтерский праздник, отмечаемый 4 ноября, в память о св. Варваре называется Барбурка. В Венгрии покровительницей шахтеров считается местночтимая св. Кинга — принцесса, выданная замуж в Польшу. Перед замужеством она бросила в штольню кольцо; потом на этом месте стали происходить чудеса, волшебные спасения и т.п. Нам здесь важен, конечно, мотив девственности обеих этих святых. Баснословные персонажи германских рудокопов — это мастер Хеммерлинг, прозванный в народе Горным монахом, чудодейственный спаситель горняков, а так же Белая дама, которая всегда показывается перед обвалом. Эта Белая Дама — особа ослепительной красоты с длинными светлыми волосами, в белом платье с кружева ми. Она умеет превращать обыкновенные булыжники в чудесные амулеты, указыва ет месторождения серебра и золота, предсказывает будущее и утихомиривает бури. Однако если Белая Дама избрала тебя в возлюбленные, ей нельзя изменять — в отме стку она может уморить всех мужчин твоего рода. Тут кстати придется шахтерская байка, обнаруженная нами на официальном сайте славного города Караганды: Старый, очень длинный и заброшенный штрек даже не проветривался. Уже давно надобность в нем отпала, и пользовались им крайне редко. Иногда забегали шахтеры, чтобы оторвать кусок троллея или вывинтить лампу, а то и рельс. Шел Т. быстрым, спортивным шагом, и даже напевал что-то от избытка чувств и молодости. Фонарь его каски освещал путь на несколько десятков метров, рельсы под ногами указывали точный путь, все было прекрасно. Неожиданно луч фонаря высветил далеко впереди лежащее прямо на рельсах голое и белое тело молодой, полной и красивой женщины. Бесстыдно раскинувшись и отвернув лицо, лежала она, распустив свои длинные белые локоны поперек штрека. Каска на Т. поднялась от вставших дыбом волос! Попятившись, он запнулся обо что-то, и сел с размаху на шпалы. Отдадим ему должное, он быстро очухался. Сначала стал очень громко орать, пытаясь вывести Белую Бабу из неподвижности. Потом стал бросать в нее камни. Та только колыха лась вслабеющемсвете фонаря идаже вдруг усмехнулась, когда один из камнейдостиг цели. Только на расстоянии десяти метров все стало ясно. За несколько дней до описываемых событий какие-тошахтерысели нарельсытормознуть. Остатки пищи сгазетными обертками занесколькодней покрылись пышными белыми зарослями каких-тошахтных бактерий; этим иобъяснялся феномен. Хочется верить, что средневековые немецкие рудокопы относились к своей Бе лой Даме куда почтительней. Если кто-то сочтет, что к сибирской мифологии все эти россказни прямого от ношения не имеют, мы возразим, что не далее как сто лет назад Сибирью называлась почти вся азиатская часть России, от нынешнего северного Казахстана вплоть до Сахалина и Чукотки. Достоевский, будучи в ссылке в Семипалатинске, не сомневал ся, что живет в Сибири. Если же и этот аргумент покажется не вполне убедительным, приведем другую шахтерскую байку, записанную уже непосредственно в Кузбассе: Жена спрашивает у мужа: —Милый, а как там нашахте, расскажи? — Я лучше покажу... — Закрывает ее в шкаф и начинает лупить ломом по шкафу, поливать водой, трясти его. Через полчаса открыл, жена выпала без чувств и лежит. Муж взял, да и поимел ее. Жена очухалась и спрашивает: —Мне все понятно, но иметь-то меня зачем было? •—Заранний выход из шахты! Баснословного тут, положим, мало, но эротическая окраска этого анекдота пред ставляется очень характерной. ПЕЩЕРА И ШАХТА У шахты, копи и рудника имеется собственная мифология, восходящая к мифо логии пещеры. Например, согласно воззрениям африканского племени зуньи, пер 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2