Сибирские огни, 2006, № 6

женой с того момента, когда в его хижину принесен новый молот. «Здесь перед нами иная символика, — утверждает Элиаде. — Орудие «оживает» через свою сексуали- зацию, и его функции отождествляются с человеческим половым актом». К тому же кругу значений принадлежат африканские металлургические цере­ монии, содержащие элементы свадебной символики. Кузнец бакитара обращается с наковальней, как с новобрачной. Когда мужчины переносят ее в дом, они поют те же песни, что и участники свадебной процессии. У баила, когда сооружают металлур­ гическую печь, внутрь влезают мальчик и девочка и давят бобы (производимый при этом треск символизирует шум огня). Дети, исполняющие эту роль, впоследствии должны будут пожениться. Прослеживаются в Африке и следы человеческих жертвоприношений при ме­ таллургических церемониях. У племени ашева тот, кто хочет построить плавильную печь, обращается к колдуну. Колдун приготовляет снадобья, кладет их в кукурузный початок и учит маленького мальчика, как бросить его в беременную женщину, что­ бы вызвать у нее выкидыш. Затем колдун ищет извергнутый плод и сжигает его вместе с другими снадобьями в углублении, вырытом в земле. Плавильную печь строят над этим углублением. У китайцев есть легенда о Мо Ё и Гань Цзяне, семье кузнецов. Муж, Гань Цзян, получив приказ выковать два меча, принялся за дело, но после трехмесячных усилий не смог расплавить металл. Когда Mo Е спросила мужа, почему металл не плавится, тот ответил: «Нье Ю — литейщик, мой покойный учитель, желая выковать меч и потерпев неудачу, взял девушку и выдал ее замуж за духа печи». Mo Е при этих словах бросилась в огонь, и литье удалось. В общем, любовь и смерть ходят рука об руку и в истории металлургии. * Средневековая европейская алхимия говорила о «священной свадьбе» серы и ртути, своего рода религиозном таинстве, одним из результатов которого было полу­ чение философского камня, одна из функций которого — превращать любой металл в золото. Такого же рода понятий держались и в Китае, где имелась собственная алхмическая традиция, едва ли не древней европейской. Великий Юй, Первый Ли­ тейщик, умел различать мужские и женские металлы, и размечал свои котлы в соот­ ветствии с двумя космическими началами, Ян и Инь. Этот Великий Юй был также удачливым рудокопом и Бурильщиком Гор; он «оздоровил землю вместо того, что­ бы отравить ее», потому что «знал обряды ремесла». В Африке у байеке в момент открытия новой штольни начальник в окружении жреца и рабочих произносит молитву, обращенную к древним духам меди. Только начальник определяет, где надо начать бурить, чтобы не обеспокоить и не раздра­ жить духов горы. Рудокопы бакитара также должны умилостивлять духов — хозяев места, а во время работ соблюдать многочисленные табу, большей частью сексуаль­ ные. На Гаити начинают поиск золотоносной руды только после долгого поста и многодневного полового воздержания. Здесь убеждены, что если поиски остаются тщетными, то только из-за несоблюдения ритуальной чистоты. Словом, человек, сменивший земную жизнь на ремесло рудокопа, на всех ши­ ротах смутно чувствует, что, проникая в земные недра, совершает некое кощунство, и старается при этом умилостивить богов или духов. Греческий путешественник Никандер, посетивший в XIX веке Льеж, сообщает легенду об обнаружении угольных месторождений Северной Франции и Бельгии: кузнецу, который до этого разжигал свой горн дровами, явился ангел в облике по­ чтенного старца и показал вход в штольню. Считалось также, что св. Перан, покрови­ тель здешних горняков, первым изобрел и плавку металлов. Нынче в Европе и в России почти повсеместно покровительницей шахтеров считается св. Варвара, именины которой 4 (17) декабря. Св. великомученица Варвара родилась в римском городе Илиополе на территории нынешней Сирии, в правление императора Максимина (305-311). Отец ее, знатный и богатый вдовец Диоскор, был очень привязан к единственной дочери. Чтобы уберечь ее от посторонних взоров, он построил для нее башню, откуда она выходила только с его разрешения. Но Варва­ ра отказывалась от всех предложений руки и сердца, и отец несколько смягчил ре­ жим ее содержания. Однажды, когда Диоскор был в отъезде, Варвара спозналась с местными христианками и крестилась. Услышав от нее христианские речи, Диоскор пришел в ярость и бросился на нее с мечом, но Варвара успела выбежать из башни и укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней. ЮРИЙ ЮДИН КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2