Сибирские огни, 2006, № 6

ЮРИЙ ЮДИН КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК путем ему удалось получить растение, не существующее в природе, которое он назвал церападусом. Церападус—гибрид степной вишни (мать) и черемухиМака (отец), растущей наДаль­ нем Востоке. В процессе воспитания церападуса его глазки были привиты на черешню. По­ этому у нового растения есть некоторые признаки ментора (черешни), например, бородавча­ тые железки на черешках листьев. Плоды церападуса собраны в кисть, как у черемухи, а размер его плодов приближается к плодам вишни. Однако плоды церападуса несъедобны. Чем эти опыты так уж отличаются от вавилонского метода противоестествен­ ной прививки, решительно не понимаем. Другим видным представителем того же алхимического метода был академик Трофим Лысенко (1898-1976). Описывать здесь подробно его учение о яровизации или перерождении одного вида в другой, мы, конечно, не имеем возможности. От­ метим, что последней гипотезой Лысенко была идея, что кукушки самозарождаются в чужих гнездах под воздействием лесного кукования. * Средневековые лапидарии, бестиарии и гербарии — то есть описательные ката­ логи камней, зверей и растений — при всей тяге средневековых умов к систематиза­ ции охотно смешивают свои предметы в одну кучу. Например, Исидор Севильский (XII век) так живописует чудеса Индии: Здесь родятся смуглые люди, огромные слоны, зверь единорог, птица попугай, дерево эбен, корица, перец и благоуханный камыш. Она дает слоновую кость, а также драгоценные камни: бериллы, хризопразы, аспиды, карбункулы, лихниты, Маргариты и жемчуга, которых жаждет честолюбие властных матрон. Еще более замечательная коллекция минералов найдется у Эразма Роттердамс­ кого в «Дружеских разговорах»: Каркиний воспроизводит вид морского рака, эхит — ехидны, скарит — рыбы скара, неракит—ястреба, геранит дает подобие шеи журавля, эгофтальм показывает козий глаз... Открой черную киамею— ив середине найдешь боб; дриит воспроизводит ствол дерева и даже горит, какдерево; киссит и нарциссит изображают плющ; астрапий мечет из своей белой или синей сердцевинылучи молнии; флегонтит являет собой пожар, не выходящий наружу; в анфтракитиде можно увидеть, как разбегаются своего рода искры; крокий передает цвет шафрана, родин—розы; халкит—меди... Финал третьей книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле посвящен рекламе чу­ десного растения пантагрюэлиона, в котором по некоторым признакам можно опоз­ нать коноплю. Одна из разновидностей этого пантагрюэлиона даже в огне не горит; на этом основании он называется асбестом и сравнивается с саламандрой, живу­ щей, по средневековым представлениям, в огне. * В русских народных представлениях о цветке папоротника отметим не только его свойства указывать клады, но и настойчивые сравнения его со звездочкой или огнем: Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана на Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы. И ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда ни возьмись медведи, начальство, буря поднялась... Парень все не вы­ пускает, читает себе знай. Потом видит: рассвело и солнце взошло, он встал и пошел. Шел- шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит — позади кто-то едет. Оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него. Налетел да как ударит со всего маху—он ивыронил узелок. Смотрит: опять ночь, как и была, и нет у него ничего. В другой купальской бывальщине «вдали растет цветок, сияет, как точно на стебельке в огне уголек лежит»; но черти все время перегораживают к нему дорогу, а когда герой все-таки срывает цветок, в руках у него оказывается чертов рог. Чертополох имеет магическое свойство оберегать от нечистой силы, что яв­ ствует из самого его названия, в котором слышится и «черт», и «всполох» или «пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2