Сибирские огни, 2006, № 6
ЮРИЙ ЮДИН КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК путем ему удалось получить растение, не существующее в природе, которое он назвал церападусом. Церападус—гибрид степной вишни (мать) и черемухиМака (отец), растущей наДаль нем Востоке. В процессе воспитания церападуса его глазки были привиты на черешню. По этому у нового растения есть некоторые признаки ментора (черешни), например, бородавча тые железки на черешках листьев. Плоды церападуса собраны в кисть, как у черемухи, а размер его плодов приближается к плодам вишни. Однако плоды церападуса несъедобны. Чем эти опыты так уж отличаются от вавилонского метода противоестествен ной прививки, решительно не понимаем. Другим видным представителем того же алхимического метода был академик Трофим Лысенко (1898-1976). Описывать здесь подробно его учение о яровизации или перерождении одного вида в другой, мы, конечно, не имеем возможности. От метим, что последней гипотезой Лысенко была идея, что кукушки самозарождаются в чужих гнездах под воздействием лесного кукования. * Средневековые лапидарии, бестиарии и гербарии — то есть описательные ката логи камней, зверей и растений — при всей тяге средневековых умов к систематиза ции охотно смешивают свои предметы в одну кучу. Например, Исидор Севильский (XII век) так живописует чудеса Индии: Здесь родятся смуглые люди, огромные слоны, зверь единорог, птица попугай, дерево эбен, корица, перец и благоуханный камыш. Она дает слоновую кость, а также драгоценные камни: бериллы, хризопразы, аспиды, карбункулы, лихниты, Маргариты и жемчуга, которых жаждет честолюбие властных матрон. Еще более замечательная коллекция минералов найдется у Эразма Роттердамс кого в «Дружеских разговорах»: Каркиний воспроизводит вид морского рака, эхит — ехидны, скарит — рыбы скара, неракит—ястреба, геранит дает подобие шеи журавля, эгофтальм показывает козий глаз... Открой черную киамею— ив середине найдешь боб; дриит воспроизводит ствол дерева и даже горит, какдерево; киссит и нарциссит изображают плющ; астрапий мечет из своей белой или синей сердцевинылучи молнии; флегонтит являет собой пожар, не выходящий наружу; в анфтракитиде можно увидеть, как разбегаются своего рода искры; крокий передает цвет шафрана, родин—розы; халкит—меди... Финал третьей книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле посвящен рекламе чу десного растения пантагрюэлиона, в котором по некоторым признакам можно опоз нать коноплю. Одна из разновидностей этого пантагрюэлиона даже в огне не горит; на этом основании он называется асбестом и сравнивается с саламандрой, живу щей, по средневековым представлениям, в огне. * В русских народных представлениях о цветке папоротника отметим не только его свойства указывать клады, но и настойчивые сравнения его со звездочкой или огнем: Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана на Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы. И ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда ни возьмись медведи, начальство, буря поднялась... Парень все не вы пускает, читает себе знай. Потом видит: рассвело и солнце взошло, он встал и пошел. Шел- шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит — позади кто-то едет. Оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него. Налетел да как ударит со всего маху—он ивыронил узелок. Смотрит: опять ночь, как и была, и нет у него ничего. В другой купальской бывальщине «вдали растет цветок, сияет, как точно на стебельке в огне уголек лежит»; но черти все время перегораживают к нему дорогу, а когда герой все-таки срывает цветок, в руках у него оказывается чертов рог. Чертополох имеет магическое свойство оберегать от нечистой силы, что яв ствует из самого его названия, в котором слышится и «черт», и «всполох» или «пере-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2