Сибирские огни, 2006, № 6

Помимо руд и металлов, по полу различались камни вообще и самоцветы в частности. Китайцам свойственны представления об иньских , то есть женских, и янских , то есть мужских минералах (скажем, нефрит считается наиболее совершенным вопло­ щением силы Ян). В Месопотамии делили самоцветы на мужские и женские по форме, цвету и блеску. Следы этих представлений сохранились в Ветхом Завете. Юве­ лиры и гранильщики и поныне различают пол алмазов по игривости их блеска. Алхимики настойчиво твердили о «священных свадьбах» ртути и серы и т.п. Араб­ ский ученый и мистик Ибн Сина утверждал, что «романтическая любовь свойствен­ на не только человеку, она пронизывает все вещи, существующие на небесном, эле­ ментном, растительном, минеральном уровнях». Растительное и минеральное царства в мифологических традициях обыкновен­ но воспринимались как порождения одной Матери-земли; порою за них и отвечали одни и те же божества, такие как египетская Изида или Кибела, которая происходила с Ближнего Востока, но почиталась и древними греками. Понятно, что мир расте­ ний, наглядных эмблем плодородия, в мифологических традициях пронизан сексу­ альною символикой никак не в меньшей степени, чем минеральное царство. Месопотамцымоглиоткрытьреальное, научное различие междуженскими имужскими видаминекоторыхрастений, напримерсмоковницыили пальмы, —пишетМирча Элиаде.— Искусственное оплодотворение издавна практиковалось в Междуречье. В кодексе Хамму- рапи имеются по меньшеймере два параграфа, которыми узаконено искусственное оплодот­ ворение... Объективное, научное различие полов не следует, однако, смешивать, мыбыска­ зали, с магической сексуальностью, которуюнародыМесопотамии приписывали всем про­ чим растениям. Месопотамцы применяли слова «мужчина» и «женщина» по отношению к любомурастению, чья форма илицвет напоминалидетородные органы... Кипарис был «муж­ чиной», как и белладонна, а у кустарника никибпу были и «мужчины» и «женщины», в зависимости от формыи его роли в определенноймагической операции... Ибн Вашья рассказывал даже о фантастических и «противоестественных» прививках разных видов растений. Сам обряд он излагаеттак: «Ветка для прививки должна находиться в руке очень красивой девушки в то время как она совершает постыдный и противоесте­ ственный половой акт с мужчиной; во время коитуса девушка прививает ветку на дерево». Смысл ясен: чтобыутвердить «противоестественный» союз в растительноммире, необходи­ мо «противоестественное» совокупление человека». Разнополость растений признавалась и индийскими медиками. В индийских народных преданиях и легендах настойчиво повторяется мотив получения золота из бронзы или из других металлов с помощью некоего растительного декокта, секрет которого знали аскеты. Китайцы в своих алхимических рецептах тоже любили сме­ шивать растительные и минеральные ингридиенты. Считалось, например, что в со­ сне и кипарисе — неограниченное количество силы Ян. Гэ Хун, знаменитый алхи­ мик, говорит, что тот, кто натрет соком кипариса ступни, «сможет ходить по воде, как посуху». А кто натрет все тело, станет невидимкой. Имеются некоторые сведения и о магической ботанике русских алхимиков — например, в легенде о знаменитом московском чернокнижнике Якове Брюсе, кото­ рый «знал все травы этакие тайные, и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел». Ему же, по преданию, почти удалось произвести на свет гомункулуса: Заперся он в отдельном доме, никого к себе не впускает. Никто не ведал, что он там делает, а он мастерил живого человека. Совсем сготовил — из цветов—тело женское, как быть. Осталось только душу вложить, и это от его рук не отбилось бы, да на беду его — подсмотрела в щелочку жена Брюса и, как увидела свою соперницу — вышибла дверь, ворвалась в хоромы, ударила сделанную из цветов девушку — и та разрушилась. Отметим, что яркие представители духа и методов алхимии являлись в России и в XX веке, причем подвизались они именно на поприще биологии и агрикультуры. Замечательным представителем этой отрасли знания, например, был Иван Мичу­ рин (1855-1935). Вот что пишет о нем «Детская энциклопедия», которой мы безраз­ дельно доверяем (курсив наш): Применяя гибридизацию, Мичурин считал необходимым «воспитывать» новый сорт, т.е. влиять на него тем или иным способом, заставляя изменять одни качества и приобре­ тать другие... Важнейшим звеном в методах работы Мичурина было широкое примене­ ние отдаленной гибридизации, т.е. скрещивания не только разных видов, но иродов. Этим ЮРИЙ ЮДИН 5 ^ 4 КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2