Сибирские огни, 2006, № 6
Однако всякие отношения должны строиться на доверии, и этот вопрос — са мый главный в сегодняшнем мире. Непонимание Западом многих сторон жизни в мире ислама — это и результат недоверия к исламу, который, к сожалению, никак не вступал в активный диалог с Западом до момента обострения ситуации и появления радикализма на мировой арене. Здесь нужно отметить, что и в самом исламском мире присутствует этот элемент несогласия и недоверия, который уже столько веков мешает здоровым силам ислама выступить единым фронтом по многим пробле мам современности — экономическим, образовательным, культурным. Это недо верие исторически оправдывается разным подходом к некоторым аспектам исламс кого вероучения, однако сегодня всем здоровым силам ислама необходимо соредо- точиться не на различиях, но на сходстве. Самым чудовищным проявлением этого недоверия и несогласия является братоубийственная междоусобица в Ираке, где, люди, присвоившие себе право решать кто является истинными мусульманами, а кто не является, делают все, чтобы опорочить великую религию ислама перед лицом остального человечества. Однако именно истинный ислам может преподать важные уроки человечеству, если он будет основывать свой подход к мировым проблемам в духе главной аксио мы ислама — его духовной сути — принципа Единства всего живого. Это известный каждому мусульманину принцип Единства (Таухид), в свете которого в исламе рас сматривается все многообразие жизни на земле, может стать самым созидательным принципом сегодняшнего мира, позволяя разным культурам и цивилизациям не только со-существовать, но и взаимодействовать, как взаимодействует в мире все живое. В таком Единстве мира чувствуют друг друга и зависят друг от друга аравийс кие пальмы и тропические леса Амазонии. Само их существование зависит друг от друга в экологическом равновесии Земли. Такой же должна быть Экология земного духа, и, пожалуй, именно ислам должен был бы показать уроки терпимости и взаи моуважения, на которых могла бы держаться эта Экология Духа. Для этого, нужно еще раз подчеркнуть, необходима терпимость не только в отношениях мира ислама и остального мира, но и терпимость во взаимоотношениях самих исламских стран и внутри исламских стран. При всех различиях в вероучениях между различными школами ислама, есть два краеугольных камня, на которых мо жет быть выстроена эта Великая Мечеть всемирной толерантности. Первое, это Единство мира как отражение Единства Всевышнего, и второе — это животворный пример самого Святого Пророка ислама, жизнь которого, как го ворила его жена Айша (да будет ею доволен Всевышний), была точнейшей иллюст рацией применения коранических учений на практике. Пример Пророка в области межконфессиональных отношений является в чело веческой истории непревзойденным примером. Этот великий человек, который пре доставлял свою мечеть для молитв христианской делегации из Сирии, оставил нам в наследство, помимо самой Священного Книги Корана, два исторических документа, совершенно уместных и в сегодняшнем мире. Это — Мединская конституция, в которой он изложил образец плодотворного сосуществования различных религиоз ных общин в одном государстве, и его Прощальная проповедь, в которой он изложил для потомков принцип равенства всех людей, а значит, и культур на земле. Именно ислам ввел в культурную традицию человечества уважение ко всем пророкам всех религий без подчеркивания разницы между ними. Сегодня мир исла ма, встречающийся лицом к лицу с нарушениями традиций миролюбия и терпимо сти в самом исламе, должен являть пример Святого Пророка не только остальному миру, но и более широко и ответственно применять этот пример в своих собствен ных отношениях, а также в отношениях внутри своих стран. Россия в данном случае не судья, но и не сторонний советчик — она сознает наличие собственных проблем и прикладывает немало усилий для укрепления тра диций взаимоуважения различных общин и культур в своей собственной стране, так что все сказанное может относиться к ней, ибо жизнь — это вечная эволюция, при чем не только экономики, но и духовности людей. Хорошим примером взаимопонимания и взаимоуважения разных стран мира сегодня могло бы стать ежегодное паломничество в Мекку, Хадж, когда миллионы людей из всех мусульманских стран совершают святые обряды паломничества, не отвлекаясь на различия в своей трактовке религиозных норм и положений в своих собственных странах. Думается, что недавно созданная группа стратегического ви дения могла бы взять своим лозунгом такой: «Работать для взаимопонимания и эко номической взаимопомощи в Духе Мекки (имея в виду Мекку в дни паломничества) — в Духе Единства и Равенства людей, культур, цивилизаций — в духе равной ответ ственности за продолжение и развитие жизни на Земле»!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2