Сибирские огни, 2006, № 6

Однако всякие отношения должны строиться на доверии, и этот вопрос — са­ мый главный в сегодняшнем мире. Непонимание Западом многих сторон жизни в мире ислама — это и результат недоверия к исламу, который, к сожалению, никак не вступал в активный диалог с Западом до момента обострения ситуации и появления радикализма на мировой арене. Здесь нужно отметить, что и в самом исламском мире присутствует этот элемент несогласия и недоверия, который уже столько веков мешает здоровым силам ислама выступить единым фронтом по многим пробле­ мам современности — экономическим, образовательным, культурным. Это недо­ верие исторически оправдывается разным подходом к некоторым аспектам исламс­ кого вероучения, однако сегодня всем здоровым силам ислама необходимо соредо- точиться не на различиях, но на сходстве. Самым чудовищным проявлением этого недоверия и несогласия является братоубийственная междоусобица в Ираке, где, люди, присвоившие себе право решать кто является истинными мусульманами, а кто не является, делают все, чтобы опорочить великую религию ислама перед лицом остального человечества. Однако именно истинный ислам может преподать важные уроки человечеству, если он будет основывать свой подход к мировым проблемам в духе главной аксио­ мы ислама — его духовной сути — принципа Единства всего живого. Это известный каждому мусульманину принцип Единства (Таухид), в свете которого в исламе рас­ сматривается все многообразие жизни на земле, может стать самым созидательным принципом сегодняшнего мира, позволяя разным культурам и цивилизациям не только со-существовать, но и взаимодействовать, как взаимодействует в мире все живое. В таком Единстве мира чувствуют друг друга и зависят друг от друга аравийс­ кие пальмы и тропические леса Амазонии. Само их существование зависит друг от друга в экологическом равновесии Земли. Такой же должна быть Экология земного духа, и, пожалуй, именно ислам должен был бы показать уроки терпимости и взаи­ моуважения, на которых могла бы держаться эта Экология Духа. Для этого, нужно еще раз подчеркнуть, необходима терпимость не только в отношениях мира ислама и остального мира, но и терпимость во взаимоотношениях самих исламских стран и внутри исламских стран. При всех различиях в вероучениях между различными школами ислама, есть два краеугольных камня, на которых мо­ жет быть выстроена эта Великая Мечеть всемирной толерантности. Первое, это Единство мира как отражение Единства Всевышнего, и второе — это животворный пример самого Святого Пророка ислама, жизнь которого, как го­ ворила его жена Айша (да будет ею доволен Всевышний), была точнейшей иллюст­ рацией применения коранических учений на практике. Пример Пророка в области межконфессиональных отношений является в чело­ веческой истории непревзойденным примером. Этот великий человек, который пре­ доставлял свою мечеть для молитв христианской делегации из Сирии, оставил нам в наследство, помимо самой Священного Книги Корана, два исторических документа, совершенно уместных и в сегодняшнем мире. Это — Мединская конституция, в которой он изложил образец плодотворного сосуществования различных религиоз­ ных общин в одном государстве, и его Прощальная проповедь, в которой он изложил для потомков принцип равенства всех людей, а значит, и культур на земле. Именно ислам ввел в культурную традицию человечества уважение ко всем пророкам всех религий без подчеркивания разницы между ними. Сегодня мир исла­ ма, встречающийся лицом к лицу с нарушениями традиций миролюбия и терпимо­ сти в самом исламе, должен являть пример Святого Пророка не только остальному миру, но и более широко и ответственно применять этот пример в своих собствен­ ных отношениях, а также в отношениях внутри своих стран. Россия в данном случае не судья, но и не сторонний советчик — она сознает наличие собственных проблем и прикладывает немало усилий для укрепления тра­ диций взаимоуважения различных общин и культур в своей собственной стране, так что все сказанное может относиться к ней, ибо жизнь — это вечная эволюция, при­ чем не только экономики, но и духовности людей. Хорошим примером взаимопонимания и взаимоуважения разных стран мира сегодня могло бы стать ежегодное паломничество в Мекку, Хадж, когда миллионы людей из всех мусульманских стран совершают святые обряды паломничества, не отвлекаясь на различия в своей трактовке религиозных норм и положений в своих собственных странах. Думается, что недавно созданная группа стратегического ви­ дения могла бы взять своим лозунгом такой: «Работать для взаимопонимания и эко­ номической взаимопомощи в Духе Мекки (имея в виду Мекку в дни паломничества) — в Духе Единства и Равенства людей, культур, цивилизаций — в духе равной ответ­ ственности за продолжение и развитие жизни на Земле»!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2