Сибирские огни, 2006, № 6
ОЧЕРК И ПУБЛИЦИСТИКА Равиль БУХАРАЕВ В ДУХЕ МЕККИ — IN THE SP IRIT OF MECCA (К созданию в России группы стратегического видения отношений с миром ислама, первая встреча которой прошла в конце марта в Москве с участием президента Татарстана М. Ш. Шаймиева) Чрезвычайно знаменательно, что именно Россия стала инциатором создания группы стратегического видения в отношениях с исламским миром, с которым у России еще в период СССР сложились глубокие и взаимовыгодные отношения. Сама проблема взаимопонимания в эру глобализации требует именно стратегического, а не тактического видения проблем. В эту группу входят представители многих му сульманских стран и организаций, которые озабочены тем, что ситуация в мире чрезвычайно осложнилась, и существуют могущественные силы, которые хотели бы представить эту сложность как результат неминуемого конфликта между миром ислама и странами христианской культуры, к которым исторически принадлежит и Россия. Но судьба поставила Россию в чрезвычайно ответственные исторические и гео графические обстоятельства. Россия ведь одновременно является и страной, в кото рой первые мусульмане появились на заре Ислама, в 7 веке — это Дагестан. В Татар стан Ислам пришел ненамного позже — это случилось в 922 году нашей эры. Сло вом, Россия с полным правом может быть названа страной не только христианской, но и очень глубокой исламской традиции. Это накладывает на нее особые обязательства. С одной стороны, Россия как многонациональная и многоконфессилнальная страна должна поддерживать и уг лублять исторические сложившиеся добрососедские отношения всех населяющих ее народов. С другой стороны, она должна передавать опыт этого взаимопонимания и добрососедства всему остальному миру. Сама история поставила Россию в усло вия, в которых она может и должна играть роль балансирующей силы в отношениях Запада и мира Ислама. К этому она подготовлена как самой своей историей и своим геополитическим расположением, так и совершенно новым опытом Татарстана и других исторически мусульманских своих республик — опытом, который сложился уже в новый период полной свободы вероисповедания. Это не значит, что Россия, несмотря на все свои внешнеполитические традиции, не должна заново учиться строить отношения со странами ислама, не должна глуб же вникать в их проблемы и озабоченности. Как уже сказано, Россия готова к этому и на собственном опыте понимает, что те проблемы радикального ислама, которые испытывает миролюбивый исламский мир, являются проблемами не столько рели- гиозно-догматическими, сколько экономическими, а следовательно, и политически ми. Развитие экономики, построение долгосрочных экономических и культурных связей с миром Ислама — это один из приоритетов России на международной аре не, о чем красноречиво свидетельствует нарастающее сотрудничество с Ираном, Индонезией, Малайзией, Сирией, Алжиром, откуда недавно вернулся президент стра ны Владимир Путин. Поездка президента Татарстана Минтимера Шаймиева на Ближ ний восток — продолжение все той же стратегической линии. Попытка России вне сти свою лепту в разрядку ситуации с ХАМАС и визит делегации ХАМАС в России — еще одно подтверждение, что Россия может и должна решать международные проблемы, основываясь на своем, а не заимствованном опыте и на своих собствен ных принципиальных убеждениях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2