Сибирские огни, 2006, № 6
> s 3 ношения владыке: коробки со снедью и ящики с напитками. Пухлый конверт с ассиг нациями, заклеенный и проштампованный церковной печатью, предназначался бух галтеру, а другой, несколько потолще,— лично владыке. К — Ну что там у тебя стряслось, отец Григорий? — спросил владыка архиепис- § коп, после того как они, помолясь, уселись за стол в покоях его высокопреосвящен- 0 ства и выпили за встречу по рюмке коньяка. О — Беда приключилась, владыка, беда! Без вашего благословения мне не решить <; этот вопрос,— отвечал отец благочинный, выдавливая ломтик лимона на бутерброд § с осетриной. — И все опять из-за этого Михалыча. Мало нам было хлопот с его г пропавшим кладом, так на этот раз он слух распустил, что у него имеется подлинная икона Ниженской Божией матери. Теперь вся округа говорит, что наша икона всего Э лишь список с древнего чудотворного образа, который якобы хранится у Михалыча. 2 — Так это слух или правда? — спросил владыка, снова поднимая рюмку конья- •< ка и раздумывая, за что произнести тост. — Ваше здоровье, владыко святый! — поддержал отец Григорий и чокнулся с архиепископом. — Эту икону Михалычу передал бывший власовец дед Степан. Люди говорят, что он получил этот образ от иеромонаха Василия, бывшего казначея Ниженского монастыря. Степан во время войны служил у немцев, а отец Василий под Воркутой в лагере сидел. Теперь уж они все покойные. х — Они-то покойные, — сказал его высокопреосвященство, — но, к сожалению, их диверсии все еще продолжаются, только теперь на духовном фронте. О — Да, владыка, половина моих прихожан против этого Михалыча и говорят, что О он хочет нашу чудотворную икону подменить на свой новодел. А другие, наоборот, § ликуют, что наконец Ниженская матерь Божия наконец явила себя после пятидесяти лет забвения. О — Чего хочет этот Михалыч? За икону деньги получить? — Нет, владыка, он говорит, что отдаст ее безвозмездно, но требует торжествен- ного чина обретения с крестным ходом от его дома до монастыря иподробного Ь- освещения события в прессе. д — Кто-нибудь может подтвердить подлинность иконы? <* — Он икону никому в руки не дает. Но я все-таки убедил его показать образ моему знакомому художнику-реставратору из Москвы. И тот заключил, что икона написана в середине восемнадцатого века, а наша — та, что выставлена в храме, —- точная копия с нее начала двадцатого... Странные вещи происходят, владыка. Поехал я недавно навестить нашу прозорливую Татьянушку в соседнем селе— вы ее знаете, она в молодости у чудотворной Ниженской полжизни на монастырских службах отстояла. Ей в прошлом году сто три года исполнилось. Так она упала мне в ноги и со слезами стала умолять, чтобы я ее к Михалычу отвез. Говорит: отвези меня, батюш ка, к иконе, чтобы «успеть до смерти приложиться к владычице». — Ну и что? — Я не смог отказать рабе Божьей. Она вечером приложилась, а на следующее утро тихо отошла ко Господу. Владыка протянул руку и выбрал среди закусок и салатов блюдо со свежезасо- ленными рыжиками. Отец Григорий уже давно заметил на столе грибочки, но не решался приступить первым. — Да, святых икон на Руси много, — сказал владыка Сергий. — Но наша икона — особенная, она чудотворная. Никакие подделки самозванцев не должны смущать паству. Старухи мрут каждый день, и что тут странного? А если этот Михалыч будет сеять смуту и раздоры, то я его от причастия отлучу на год. — Он и так один раз в год причащается, на Пасху. — Тогда я знаю, куда позвонить, чтобы он здесь иконами не мухлевал. — А как мне поступить в приходе, владыка? Что сказать православным? — Пока ничего не говори. Уже скоро будем икону чествовать. Поговаривают, что святейший желает на праздник приехать. В этом году паломники со всей России соберутся, недавно фильм по центральному каналу прошел про чудеса Ниженской богоматери. Помнишь, съемочная группа из Москвы приезжала? Телевизионщики 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2