Сибирские огни, 2006, № 6
* * * Вечером позвонил сосед из деревни. •Михалыч, у тебя по усадьбе какие-то люди ходят с миноискателем. Хотели у оврага копать, но я спросил, в чем дело. Они ответили, что ищут обрыв кабеля. Говорят, твоя теща разрешила им огород осмотреть. Очень подозрительно, Миха лыч. По нашим участкам отродясь кабели не тянули. Передай моей старухе, чтобы без моего ведома никого не пускала. Я сейчас же выезжаю. Сам тоже присмотри. Магарыч — за мной. Хорошо ехать в автобусе в пасмурную погоду или в дождь — не душно, не укачивает, и голова ясная. Долгая поездка-в удобном мягком кресле автобуса всегда располагала Михалыча к раздумьям. В его возрасте отношение к жизни невольно становилось «философским» — по статистике средний возраст мужчины в России 58 лет, а ему уже 59. Значит, зажился. Задолжал родине один годок. Была же при Советской власти, царство ей небесное, в ходу песенка со словами «...у родины вечно в долгу». Однажды, лет двадцать пять назад, жена «потянула» Михалыча к прозорливому старцу. «Любят же женщины у старцев пороги оттаптывать, — вспоминал он, — неймется им, раскрыв рот, старичков выслушивать, а потом засыпать «умными» вопросами про жизнь и веру». Вот жена и спросила батюшку: «Как быть, батюшка, с Михалычем? Сидит все время дома, нигде на работе не числится — переводы частным лицам на машинке выстукивает. Ему же пенсии не будет». А старец отве тил: «Не волнуйся, душа моя, об этом — твой Михалыч до пенсии не доживет». Тогда — четверть века назад — это было остроумно, но сейчас располагало к размышлению. Но в другой раз, много лет спустя, довелось Михалычу принимать в своем деревенском доме одного известного московского духовника, заехавшего поклониться святым мощам епископа Феодосия и чудотворной иконе матери Божией Ниженс- кой. В беседе за чаем и пирогами нашла на хозяина откровенность перед необыч ным человеком, и он стал рассказывать ему о своей жизни. О том, как в детстве от воспаления легких умер его старший брат, которого он очень любил, и как с той поры он не переставал чувствовать какую-то необъяснимую связь с тем загадочным миром, куда ушел его брат. Перед отъездом духовник сказал: «Так, значит, твой брат в детстве умер?.. Вот тебе, хозяин, мое благословение: не меньше ста лет жить за себя и за брата!» Вспоминая не раз этот разговор, Михалыч предлагал жене: «Теперь поезжай к другому прозорливцу и спроси, чье же благословение перетянет». После восьми часов езды кресло автобуса уже не кажется мягким и удобным, ноги немеют, и как сказал бы какой-нибудь путешествующий американец: «Му ass has lost all feeling». Но Михалыч был русский человек и поэтому, выйдя из автобуса вДолбенино, он сразу воспринял местную «благодать», которая исходила из-за стен знаменитого ликероводочного завода, а потом растекалась, благоухая и материали зуясь, по полкам и прилавкам огромного множества торговых точек. Она наполняла кристаллически-прозрачной субстанцией разнообразные по форме бутылочки с чарующей вариацией местных названий: «Долбенинский сувенир», «Долбенинс- кий бальзам», «Долбенинский эликсир» или просто «Долбенница». Михалыч и сам был склонен к известному русскому досугу. И он не первый год наблюдал, как немалая часть мужских обитателей Долбенино, пребывая в окруже нии столь обворожительных напитков, становилась надолго, нередко на всю жизнь, сторонниками их ежедневного употребления и с должной гордостью за свой край и его продукцию присоединялась к нестройным рядам тех жителей, которых непью щая женская часть попросту называла «долбоебами». Не нарушая традиции, московский путешественник положил в дорожную сум ку несколько пузырей хваленой водки и, перед тем как взять такси до своей деревни, заглянул в одно злачное место в подвале бывшего купеческого дома неподалеку от автовокзала. В такой поздний час там все еще сидели несколько охмелевших посетителей, которые хотя уже давно выпили свой «эликсир», но продлевали удовольствие, \ ^ \ АНДРЕЙ ПОДКОЛОКОЛЬНЫЙ БАТЮШКА, БЛАГОСЛОВИ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2