Сибирские огни, 2005, № 12
ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ ЧЕРЕМИСИН КЛЮЧ На картине бросалась в глаза белая костлявая смерть с косой. Под рисунком кривились большие буквы пословицы: «Змея хоть и умирает, а зелье все хватает». А ниже пояснялось, что к подьячему (он тоже был нарисован) пришла смерть с косой и ждет его в дверях. Хотя приказной человек скончался «во облегчение народу», но был плут и выучился всегда просить за труд. Когда смерть велит мошеннику все негодные дела бросить и больше ничего не писать, подьячий руку с пером окунул в чернила, а другую протянул к смерти — «и уже лишася сил, даже у смерти за труды прост». — Разрисовали нашего брата. — Поддели под самое ребро. — Неужто такое взаправду? — вплетается в общий говор тонкий голосок маль- чишки-«пищика». — Раз напечатано, значит, правда, — кто-то ответил ему. 6 Санжиб ходил во дворе, как сонный; жаловался Фекле: — Сопсем объелся блин. Пошто мяса не давал? — В масляную неделю мяса не едят, — поучала его Фекла. — Яства только молочные, масляные, рыбные. А скоро вовсе Великопостье будет. Церковный звон — блин-блин-блин! — гуцит над острогом, ударяется в горы, расплескивается по реке. В масляную неделюЛарион получил документ от духовной консистории, удос товеряющий его развод с Екатериной Чаплиной. Основание для церковного реше ния было одно — явная измена супруги. Ларион и Арина венчались в Спасской церкви. В церковь и ее ограду втисну лось, наверное, пол-Илимска. Кое-кто заглядывал снаружи в окна. Смуглая невеста стояла в белоснежном платье, белая вуаль прикрывала высо кую прическу. В строгой припухлости губ слились воедино скромность, чистота помыслов, женская самоотверженность, мягкая повелительность, вера в людей и что-то таинственное, неподвластное человеческому разуму. Седой протоирей Гермоген, неторопливый, вдумчивый, отменный оратор, взи рал на невесту, и у него крепла мысль о том, что женская красота исцеляет мир, без нее бы люди вымерли, предавшись нечестивым делам и разврату, подобно содомля нам — женщинам и мужчинам. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, — гласит писание, — то предал их Бог превратному уму— делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы...». И рас судил Бог: делающие такие дела достойны смерти. Красота сегодняшней невесты — словно напоминание земное о Пресвятой Марии Богоматери, олицетворяющей скромность женскую и другие величайшие добродетели. Образ Богородицы, воссозданный в иконах, зовет к горнему полету, а не в пучину озверения, самодовольной сытости, способной на всякое зло, на прода жу души и родины за тридцать сребреников. Божественная красота — источник поклонения и утешения, самооценки и бодрости. Обручаемые обменялись кольцами. «Неужели это правда?» — думала Аринка, ощущая на себе любящий взгляд Лариона. Вслед за переменой колец она пыталась уловить молитву священника: — Призри на раба твоего Ипариона и на рабу твою Арину и утверди обручение их в вере, и единомыслии, и истине, и любви... Когда новобрачные выходили из церкви, толпящиеся в ограде привалились к паперти. — Истинно Богородка, — слышится шепоток. Аринка одарила людей чарующей, счастливой улыбкой. Заневестившейся девкой— несмело и с затаенной радостью— подступала вес на. Чувствовалась она в просторной и осиянной синеве неба, в ярко позеленевшей тайге. Поутру еще крепчает мороз-ясница, но к полудню солнце пригревает увалы, множится искринками на жестком насте. С золотистой валежины-сосны потянется созревшая капля и, упав на холодный снег, замерзнет. Но скоро дойдет очередь и до этого снега, начнет смиренно таять, обнажая жухлую прошлогоднюю траву.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2