Сибирские огни, 2005, № 12
объявить». Он просит прислать ответ «заруками всех крестьян », ведь, может быть, сыщется еще более дешевый подрядчик, и тогда соглашение потеряет силу. За крестьян воевода внес по договору с подрядчиками деньги за январскую треть в размере 54 рублей и приложил копию расписки. Под письмом стояла подпись: « Охотный ваш слуга Иларион Черемисинов». На душе у крестьян тепло, хотя на улице мороз калящий, и забот от него приба вилось. Долго не расходятся они, взволнованно судача о поступке воеводы. — Не верил я, что нас он удовольствует, — блестит глазами Афанасий Мальцев. — Подарочек бы ему сгоношить, — задумчиво поглаживает бороду старик Аникеев. — Боже упаси это делать! — отмахивается руками Мальцев. — На всюжизнь он вразумил. — Да, запамятовал я... И без того он помогает от души. А пишет нам так, будто маслом по сердцу. Прочти-ка еще раз вгул... И крестьяне вновь слушают воеводское послание, словно внимают песне сер дечной. Когда староста дошел до обращения «дорогие мои», у старика Аникеева источилась слеза, однако он ее не замечал и смахнул лишь при словах: « Охотный ваш слуга Иларион Черемисинов ». 2 В декабре у тунгусов бывает передышка после белковья по мелкому снегу. Да и со стужей приходится считаться: при перекочевьях можно поморозить детей, и бел ку трудно достать— она прячется в дупле. В деревне Кочергиной у тунгусов прошел суглан3, на котором обнаружилось, что шуленга 4 Жерондоев брал с сородичей пушнину сверх ясака, пускал за взятки гулящихлюдей в ясачные угодья. Обиженные шуленгой тунгусы, прослышав о спра ведливых делах воеводы, составили к нему, с помощью местного грамотея из рус ских, жалобу и поручили доставить ее в Илимск Божуку Саунчину. По этому случаю Божук поехал в город, взяв с собой Иленгу, к ним присоединилась еще семья, поже лавшая помолиться на «рожество» в церкви и передать «приклад» попу-батюшке. Три лучших соболя Иленга везла «капитану-воеводе», подарившему ей порох в Яндинске. Такова уж натура у тунгусов: любят и ценят они подарки и обязательно отвечают на них отдарками. Два остроконечных чума выросли в лесу, на пригорке, правее Ленского волока. Божук и Иленга двинулись к острогу на оленьих нартах, въехали в него через Введен скую проезжую башню. Решили объехать церковь слева, чтобыувидеть над дверьми иконуСпаса-Христа. У воеводского двора повстречали двух женщин; те с любопытством уставились на жителей тайги, одетых в меха, разузоренные бисером. — Баско наряжены, — умиляется Фекла. — Очень... — с удивленной улыбкой откликается Аринка. — А олени-то какие рогастые! Узнав служанку воеводы, Иленга крикнула: — Эй, помнишь меня? Ты в Яндах порох приносил. Капитана-воевода мне по рохдарил. — Помню, — на щеках у Феклы выступил румянец. — Я тоже подарка везу. Три хороший соболь, — и взглянула на молодую, с обаятельной улыбкой женщину в беличьей дошке. — А это что за баба? —Жена Лариона Михайловича, — горделиво ответила Фекла. —А зовут как? — Аришей, — качнув головой, сказала воеводская жена. —Красива, борони бог...— Иленга подтолкнула рукой Божука. — Гляди, самый раз Солокчон5... 3 Суглан — родовое собрание тунгусов, означает «совет», «примирение». 4 Шуленга — старшина, выбранный несколькими родами. 5 Солокчон — имя молодой девушки-богатырши, самой красивой на срединной Сибир-земле. ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ ДОш ЧЕРЕМИСИН КЛЮЧ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2