Сибирские огни, 2005, № 12

— Катрин! Я вас люблю! Вы сама красивый на весь бел свет... Вы изумруд... Я сбегу с ума..Ye vous en conjure! Умоляю!.. Женским чутьем Катя понимала, что Альфред говорит красивую ложь, но какая разница! Главное, что слова звучали искренне, и этого было достаточно. Всю жизнь она хотела от мужа таких слов... Она утонула в объятиях Альфреда... Он осыпал ее поцелуями, музыкальные пальцы трогали набухшие соски. Грудь воеводши казалась ему дикой, не исследо­ ванной, как земля, куда не хаживал человек. Возбуждение судорожно пробегало по Катиному телу. Она теряла голову от страстного желания... * * * Ларион удивил Баева своим решением — побывать в Христофоровой, самой отдаленной деревне Илимской волости. Эта деревня находилась в краю, где Березо­ вый хребет наиболее высок, как считалось у местных жителей. Илгинский староста Дружинин объяснял воеводе: чтобы летом попасть в Христофорову, надо преодолеть верхом сорок бродов. Жителям захолустной деревни, окруженной таежными скала­ ми, поверить в приезд воеводы было труднее, чем в пришествие Христа. Зачем проби­ раться в самую глушь уезда? — думал Баев. Что там может быть необычного? Однако Черемисинов поехал туда с Баевым, а Шерстянникову день назад разре­ шил погостить в родной слободе— Тутуре, стоящей у слияния одноименной реки с Леной. В Христофоровой Ларион услышал историю, чем-то похожую на легенду. Однажды бурятский торговец с речки Обусы, с ангарской стороны, перевалил хребет по дороге от Новой Уды и, двигаясь вдоль речки Тьгпты, достиг Илгинского острога. Отсюда повернул по извилистой, со многими бродами дороге вверх по Илге, в дебри хребта Березового. Так он добрался до последней деревни Христофоровой и купил там крепкого пороза (молодого быка). Домой возвратился прежней дорогой, изгиб которой напоминал подкову. А ночью случилась беда: бык сорвался с привязи и ушел от юрты. Утром хозяин поехал верхом искать быка, следы которого вели к вершине ручья Егеля, текущего с Березового хребта. Трудно было пробираться через горы, тайгу и болота, но и на­ кладно было потерять быка. Всадник делал затесы на деревьях, чтобы не заблудиться. Вечером он увидел деревню, однако долго не мог поверить, что это деревня Христо­ форова, в которую недавно добирался кружным путем. Удостовериться помог бык, который лежал с коровами в ограде старого хозяина и сердито косил черные глаза. Так буряты с речки Обусы и русские с верховья Илги открыли кратчайший путь вшестьдесят верст, пересекающий Березовый хребет (по-бурятски Хухан-зудан). Тро­ пинка петляла вверх по хлесткому, как бич, ручью Егелю, устремившемуся к Обусе, а дальше по седловинам хребта к заломистому ручью Хартимею, притоку Илги. По ней на вешнего Миколу крестьяне Христофоровой верхом пробирались через хре­ бет и брали овец, шерсть, отдавая взамен лошадей, куделю-горстку; к ним в свой черед ездили обусинские. Жители Христофоровой и ближайшей к ней Федотовой дружили с бурятами из Хандагая (Сохатиного) и Барахола (Серого куста). Семьи Новопашинские, Дроздовские, Кучевские хорошо знали семьи Хиндановские, Хал- мтовские, Тармаевские. Посредниками меж ними, случалось, бывала тунгуска Еленка (Иленга), стойби­ ще которой не один год располагалось у истока Илги. Хоть и с горем пополам, она разговаривала по-русски и по-бурятски и переводила с одного языка на другой. Спустится она в Христофорово, чтобы продать резные туески и битки, зайдет к луч­ шему медвежатнику Павлу Дроздову и, попыхивая трубкой, скажет: — Мало-мало за урюкан (за гору) ходила. Доржи, однако, тебя ругат: Павла давно гости не бьш. Шибко беда плохо... В Христофоровой Баев записал в журнале: «Воевода провел собрание крестьян, решил спорчивые дела. Он узнал, что в деревне хлеб плохо родится, а посему посчитал, что ей надо срезать недоимку по провианту. Они я выявили третий путь через хребет Березовой. Ларион Михай­ лович изволил выразиться: «Вот пример содружества разных народов». ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ ЧЕРЕМИСИН КЛЮЧ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2