Сибирские огни, 2005, № 12
— Катрин! Я вас люблю! Вы сама красивый на весь бел свет... Вы изумруд... Я сбегу с ума..Ye vous en conjure! Умоляю!.. Женским чутьем Катя понимала, что Альфред говорит красивую ложь, но какая разница! Главное, что слова звучали искренне, и этого было достаточно. Всю жизнь она хотела от мужа таких слов... Она утонула в объятиях Альфреда... Он осыпал ее поцелуями, музыкальные пальцы трогали набухшие соски. Грудь воеводши казалась ему дикой, не исследо ванной, как земля, куда не хаживал человек. Возбуждение судорожно пробегало по Катиному телу. Она теряла голову от страстного желания... * * * Ларион удивил Баева своим решением — побывать в Христофоровой, самой отдаленной деревне Илимской волости. Эта деревня находилась в краю, где Березо вый хребет наиболее высок, как считалось у местных жителей. Илгинский староста Дружинин объяснял воеводе: чтобы летом попасть в Христофорову, надо преодолеть верхом сорок бродов. Жителям захолустной деревни, окруженной таежными скала ми, поверить в приезд воеводы было труднее, чем в пришествие Христа. Зачем проби раться в самую глушь уезда? — думал Баев. Что там может быть необычного? Однако Черемисинов поехал туда с Баевым, а Шерстянникову день назад разре шил погостить в родной слободе— Тутуре, стоящей у слияния одноименной реки с Леной. В Христофоровой Ларион услышал историю, чем-то похожую на легенду. Однажды бурятский торговец с речки Обусы, с ангарской стороны, перевалил хребет по дороге от Новой Уды и, двигаясь вдоль речки Тьгпты, достиг Илгинского острога. Отсюда повернул по извилистой, со многими бродами дороге вверх по Илге, в дебри хребта Березового. Так он добрался до последней деревни Христофоровой и купил там крепкого пороза (молодого быка). Домой возвратился прежней дорогой, изгиб которой напоминал подкову. А ночью случилась беда: бык сорвался с привязи и ушел от юрты. Утром хозяин поехал верхом искать быка, следы которого вели к вершине ручья Егеля, текущего с Березового хребта. Трудно было пробираться через горы, тайгу и болота, но и на кладно было потерять быка. Всадник делал затесы на деревьях, чтобы не заблудиться. Вечером он увидел деревню, однако долго не мог поверить, что это деревня Христо форова, в которую недавно добирался кружным путем. Удостовериться помог бык, который лежал с коровами в ограде старого хозяина и сердито косил черные глаза. Так буряты с речки Обусы и русские с верховья Илги открыли кратчайший путь вшестьдесят верст, пересекающий Березовый хребет (по-бурятски Хухан-зудан). Тро пинка петляла вверх по хлесткому, как бич, ручью Егелю, устремившемуся к Обусе, а дальше по седловинам хребта к заломистому ручью Хартимею, притоку Илги. По ней на вешнего Миколу крестьяне Христофоровой верхом пробирались через хре бет и брали овец, шерсть, отдавая взамен лошадей, куделю-горстку; к ним в свой черед ездили обусинские. Жители Христофоровой и ближайшей к ней Федотовой дружили с бурятами из Хандагая (Сохатиного) и Барахола (Серого куста). Семьи Новопашинские, Дроздовские, Кучевские хорошо знали семьи Хиндановские, Хал- мтовские, Тармаевские. Посредниками меж ними, случалось, бывала тунгуска Еленка (Иленга), стойби ще которой не один год располагалось у истока Илги. Хоть и с горем пополам, она разговаривала по-русски и по-бурятски и переводила с одного языка на другой. Спустится она в Христофорово, чтобы продать резные туески и битки, зайдет к луч шему медвежатнику Павлу Дроздову и, попыхивая трубкой, скажет: — Мало-мало за урюкан (за гору) ходила. Доржи, однако, тебя ругат: Павла давно гости не бьш. Шибко беда плохо... В Христофоровой Баев записал в журнале: «Воевода провел собрание крестьян, решил спорчивые дела. Он узнал, что в деревне хлеб плохо родится, а посему посчитал, что ей надо срезать недоимку по провианту. Они я выявили третий путь через хребет Березовой. Ларион Михай лович изволил выразиться: «Вот пример содружества разных народов». ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ ЧЕРЕМИСИН КЛЮЧ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2