Сибирские огни, 2005, № 12
— Не знаю... -—растерялся Иван. — Может, оставить так? Ведь на самом деле душой я в этой могиле. — Грех так говорить, сын мой. Большой грех! Вы не хуже меня знаете, что уныние и отчаяние — для православного самый тяжкий из грехов. — Знаю,— усмехнулся Иван.— Но трудно стать православным человеком вдруг, под конец жизни, тем более, если вся твоя прежняя жизнь полна грехов и ошибок. То, что я ношу нательный крест да иногда стою на службе, еще не значит, что я по- настоящему православный. И вы это не хуже меня знаете. От прожитой жизни нику да не убежишь. Да и, наверное, нечестно это. Прежде всего перед Богом. И перед людьми, перед которыми виноват. Да и перед собой. Страшный я вижу конец для себя, отче. Простите, что говорю, как на исповеди. Честно скажу, раз вдруг прорва лось. А на исповеди до сего дня ни разу не был. Не то чтобы мне есть что скрывать. Но что-то меня останавливало. Так сейчас выслушайте меня. Не вижу для себя выхо да, отче. Ни детей, ни кого после меня, пустота и темнота, на мне прерывается древ ний крестьянский род. Зачем-то же он существовал в истории? Так вот, я его пре рвал. Не обстоятельства, от меня не зависящие, его прервали, сам его прервал. — Видимо, так Бог решил. Значит, у тебя в жизни другая планида. —Не понимаю я чего-то, отец,— снова усмехнулся Иван. — Слишком легко мы все на Бога переваливаем. Конечно, так легче. Но справедливо ли? Так можно найти оправдание всему. Убил человека, значит, Бог так попустил. Рано или поздно при дешь к мысли: а есть ли Он? Не для того ли мы Его придумали, чтобы на Него сваливать свои грехи? Чтобы нам легко было умирать, надеясь на другую жизнь? А другая жизнь представляется нам не иначе как халявой, где нет ни работы, ни забот, этакий вечный санаторий, или скорее дурдом, где бродят, слоняются из угла в угол от нечего делать счастливые идиоты, не замечая, что на окнах решетки, а за окнами колючая проволока... Кощунствую, отче? Богадельня или дом престарелых— не для меня. А скоро начнется сыпаться здоровье. Мне удивительно, что оно до сих пор не сыпется. Не говоря уже о том, что я несколько раз должен был погибнуть не только на войне. Но Бог зачем-то держит меня на этом свете. Вот что не дает мне покоя: зачем, для какой цели? — Значит, у вас какое-то предназначение. Только его надо понять. —Чтобы я осознал грехи? Ну а дальше?.. — Но, в конце концов, есть еще монашеский путь. — Нет, — покачал головой Иван. — Я думал об этом. Может быть, как о един ственном выходе из тупика. Это не для меня. Для монашества нужна крепкая вера. Иначе все самообман. Нет! В России сейчас много развелось монахов и священни ков, которые, не веря сами, только подрывают доверие к вере. А то еще младых старцев развелось, которые поучают, как жить, и предсказывают будущее. . . Ас мо гилой, отец, решайте сами. Может, все-таки оставить? И люди к ней уже привыкли. Что их лишний раз смущать? Вокруг Весны опять разные толки пойдут. Кроме одной ее подруги, меня никто не узнал. Я попрошу ее, чтобы держала язык за зубами: не было меня, и не видела она меня. Я сделал большую ошибку, еще один грех на душу взял, что снова появился здесь. Простите меня, ради Бога!.. Иван вышел на улицу. После такого разговора ему было тошно и душно в полу- подземной келье... Невольно оказался под ее окнами. Они тепло светились. Подойдя поближе, уви дел, что одно из них распахнуто. Оттуда были слышны веселые голоса. Приехали мать, дочь, может, будущий зять. Окончила школу Любица. Он снова сидел на род ной уже скамеечке. Привыкал к чувству, что все это он видит в последний раз. При слушивался к собственному нутру. Там действительно было пусто... Вернувшись в свою келью, он обнаружил соседа. Это был молодой высокий монах. Он молился перед образом Спасителя в углу. Увидев Ивана, встал с колен и молча поклонился. — Я вам не помешал? — поклонившись в ответ, спросил Иван. — Нет, что вы!— поспешно сказал монах. — Вы меня простите, что потеснил вас. — Наоборот, вы простите... Спасибо отцу Исидору, что приютил меня...Иван не знал, с чего начать разговор. Да и надо ли начинать? МИХАИЛ ЧВАНОВ ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2