Сибирские огни, 2005, № 12
хакасский суп — угре из баранины. А если ячменные зерна были жареными, то из них получался талкан, который можно было ку шать с молоком, варить из него кашу-сала- мат, или даже готовить вкусную халву с че ремуховой мукой с небольшим добавлени ем топленого масла и меда. Нескончаемый крестьянский труд, который вбирал все дни и летние ночи дедушки и бабушки, обеспе чил Ричарду неголодное детство в тяжелые военные и послевоенные годы. Да и одет— обут он был вполне прилично благодаря ис кусным бабушкиным рукам. Она обрабаты вала шкуры домашних животных, а затем раскраивала и шила шубы и сапоги. Подо швы сапог подбивались маленькими гвоз дочками, выточенными из березы. Особо ладными получались у бабушки сапоги для внука, ибо сшиты были с любовью. Эти краски, запахи и ритмы, оставшие ся в далеком детстве, крепкими корнями про росли в нем, питая его соками родной зем ли, и это помогало устоять в любых жизнен ных трудностях. * * * «По-видимому, в прежние времена на поляне посреди этой просеки друиды, со вершали свои обряды. Здесь возвышался холм, насыпанный, должно быть, челове ческими руками. На вершине его все еще по лукругом возвышались огромные камни», — Ричард подумал, что друиды, наверное, по хожи на хакасов, ибо и в Хакасии повсюду встречались подобные древние сооружения, словно богатыри-алыпы оставили какие-то свои знаки. Значит, на этой земле на самом деле жили такие люди? А все эти сказания не сказки вовсе? И почему сейчас нет таких алыпов, которые поклонялись солнцу? По мельчали что-то люди.... «Отче наш иже ecu на небеси, да свя тится имя твое, да будет воля твоя...», —- Петр Яковлевич заставлял внука читать мо литву перед едой и после, читали молитвы в Рождество и на Пасху, в доме в красном углу висели иконы Спасителя и НиколыЧудотвор ца, Богородицы и некоторых святых. Они смотрели вопрошающе и, казалось, видели насквозь.... Но когда дед серьезно повредил ногу, в дом позвали шамана.... Получается, хакасы не отошли до конца от шаманства и к православию не пришли — все смешалось в сердцах и умах народа. В школе внушали, что вообще любая религия — это пережиток про шлого. И только многовековые камни взира ли бесстрастно на всю эту неразбериху. В школе Ричарду очень трудно давался русский язык — в селе все говорили по-ха касски — и только любовь к чтению помогла мальчику свободно держаться в потоке не знакомых прежде знаков и слов. Особенно ему нравилось читать книги исторические, о битвах, но справедливых. Быть беспощадным я меч этот не заставлял и ради мести безжалостной не поднимал, несправедливо клинок не обагрял, о милосердии молящих не убивал ик состраданью взывающих не поражал. Тех же, кто злое-недоброе в мыслях держал, в мире-спокойствие жить ни за что не желал, тех же, кто людям-народу беду приносил, в край благодатный сжестокой войны приходил и погасить наше ясное солнце хотел, вжарком боюмимо избранной цели не бил, лезвием острым врагов ненавистных разил и в богатырской руке никогда не дрожал, в битве-побоище яростном не уставал. Книжные герои остаются на пожелтев ших страницах, не всегда задерживаясь вумах, а тем более сердцах читателей, и только их тени иногда мелькнут, оставив легкие полу тона на картине жизни. * * * Постепенно приходило взросление, рас ширялось жизненное пространство. В род ном селе Казановка была восьмилетняя шко ла, а потому, чтобы получить полное сред нее образование, Ричарду пришлось ехать в районный центр — Аскиз. В девятом классе черчение и рисование в Аскизской средней школе преподавал мо лодой учитель из Курска Юрий Захарович Захаров. Он заметил точность линий Ричар да, интерес в глазах ученика и с присущим для молодости азартом вводил его в мир изобразительного искусства. Уроки рисова ния выходили за пределы школьных стен. Юрий Захарович водил своих учеников на акварельные этюды на остров, показывая, как виртуозно природа меняла краски в разное время года, в разное время суток — солнце дирижировало всем этим многоцветьем. Деревенские мальчишки и девчонки учились мудрому видению мира вокруг. Особо пре успевали на этих уроках Костя Мамышев и Ричард Субраков — друзья всерьез решили стать художниками. 1959 год. Ричард Субраков, Костя Ма мышев и Вера Карачакова поехали поступать 14 заказ № 557 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2