Сибирские огни, 2005, № 12
Десять палок. Тысячи страниц. А напи сать он успел только сто. ...Начало века. Один из братьев уходит в революцию, другой — в купечество. Граж данская война и — братья становятся врага ми. Маленькая старушка, «ходячие глаза», бродит с батожком по земле. Только ей ведо мо, как соединить вчера и сегодня. Отправля ется Махонька в гости к Илье Муромцу или в палаты Ивана Грозного, но она вернется в свое невеселое время, где сражаются белые и красные. Все они ее сыновья, и она должна остановить братоубийственный бой. А на поле боя в нее стреляют с двух сторон... Размышляя над противоречиями рус ской истории, Федор Абрамов не мог не прий ти к извечному вопросу — «Что же такое человек?». Об этом говорят его заметки о зарубежных поездках. 1977. Май. Германия. 15 дней по при глашению издательства, выпустившего его трилогию. Как боится он встречи с немца ми! Он — бывший фронтовик, а его посеще ние немецкой земли совпало с днями Побе ды над фашистской Германией. «Веймар — Бухенвальд. Небо и ад, красота гения и ужас...» «Человечество изучает космос, цуна ми, землетрясения и прочие разрушитель ные силы природы и меньше всего — при роду человеческую, в которой гнездится самая страшная бесчеловечность...» В ноябре 1977 Федор Абрамов посетил Америку. И не зря после его смерти заметки о США откажется печатать либерально на строенный «Новый мир». Еще бы! Для на ших либералов США — модель будущего России. А что же пишет он? «...Война для Америки великое благо. То, что для России трагедия, для Америки — великое счастье... Высокий экономический уровень, сервис, деловитость и духовная нищета, невеже ство. Я не подозревал этого. Думал, про паганда... Америка — э то антипод России. Это бездуховность. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?» 26 ноября 1996 года в Санкт-Петербур ге, в Институте теоретической астрономии на открытии научной конференции дирек тор Института вручил вдове Федора Абра мова официальное свидетельство, где было сказано о том, что малая планета, зарегист рированная в каталоге малых планет, полу чила имя Абрамов... В 2001 году планета Абрамов и другие планеты и звезды проводили в последний путь советскую орбитальную станцию «Мир». «Народ умирает, когда становится населением, — говорит нам сегодня Федор Абрамов, — а населением он становится, когда забывает свою историю». ...Вдогонку ушедшей весне еще поет по ночам какой-то соловейко. Днем стоит из нурительная жара. Деревня затихает, бродят только коровы, кони, свиньи, забираясь в прорехи забора соседней заброшенной усадьбы, где могучие заросли крапивы, чер нобыльника, лопухов и одичавшей, заплетен ной жгутами вьюнка малины заполнили пу стующие пространства двора и огорода. Гру стит, разрушается потихоньку сиротливый, покинутый хозяевами дом, трава прораста ет в щели крыльца. Двери бани распахнуты настежь. Уцелевшим в поединке с сорняка ми гроздьям сирени и цветущей яблоне-ра нетке некого удивлять своей роскошной, жизнерадостной красой. В окружении пустующих, густо зарас тающих усадеб деревня под беспощадным солнечным светом кажется сонным цар ством. Спи царевна Ивановка, спи, пока не разбудят чужие, холодные руки. «...Ты и мо гучая, ты и бессильная, матушка Русь...» Заплетают воздух паутинами тонких мелодий птицы. В берегах, устланных топо линым пухом и впечатанными в глину кры льями бабочек-капустниц, затихает река. И кажется, что время здесь, замедляясь, гото во остановиться. Где-то в Думе принимают закон о про даже-купле земли. В Киселевске взрывается электричка. Где-то под Иркутском горит тай га. В Подмосковье матери хоронят обезглав ленных чеченцами сыновей. В Ираке аме риканские наемники уничтожают памятни ки древнейшей цивилизации. Тишина в Ивановке такая обманчивая, коварная, располагающая к соблазну сонной обломовской жизни: «моя хата с краю». И нас охотно погружают в омут духовного сна и забвения злокачественные СМИ. Сегодня мы забудем потопленный «Курск», уничтоженную космическую стан цию «Мир». Завтра нам помогут забыть рас стрелянных детей Беслана. А если мы не слишком забывчивы, можно победить наше сознание каким-нибудь хитроумным спосо бом. Скажем, некий Рурбах из Германии выдал побасёнку, что никакого ледового по боища не было, не было битвы на Чудском озере. Ох как охотно подхватывают это «от крытие» и несут его нам, как и любую зака- зуху продажные журналюги! 50 лет со дня смерти Нобелевского лау реата Ивана Бунина, 200 лет Федору Тютче ву, 85 лет со дня рождения Федора Абрамо ва, а на телеканалах — ни слова. Есть еще один способ усыпить душу по принципу «капля точит камень»: осмеяние святых ценностей, мягко говоря, ирония. В Москве к юбилею великого поэта от крывается выставка «иронического осмыс ления биографических реалий жизни и твор чества Пушкина». Проходит еще несколько 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2