Сибирские огни, 2005, № 12
пророков нет. Косилось на Федора Абрамо ва высокое начальство. Но книги его уже переводили на раз ные языки. И услышан был голос Абрамова во всех уголках страны. Летели сотни писем. — Низко кланяюсь Вам за Ваш «Дом», какая нужная, тревожная, наводящая на мысль книга! Какое поразительное знание деревни... — Я не знаю войны, не знаю, что такое голод. Этим я обязана тем женщинам, кото рые голодали сами, но растили хлеб для сво их мужей и сыновей, чтоб приблизить Праз дник Победы... — Никогда не расстанусь с Вашей кни гой, она всегда будет со мной... — Вы написанием этих книг соверши ли не только писательский, по и гражданс кий подвиг... — Вы написали книгу, какой еще не было в нашей литературе... . ...Уже давно оставлены лекции в универ ситете, научный труд о творчестве Бунина. Кандидат филологических наук Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, по мощница, верный друг и единомышленни ца мужа, уже давно «сдала экзамен на дере венскую бабу». Теперь, после его смерти ей предстояло выполнить его волю — «жить за двоих». Предстояли годы работы с неопуб ликованными материалами, записями, на бросками, планами. Непросто было публи ковать написанное Абрамовым и в первые и в последующие годы после так называемой перестройки. «Я иногда бываю едва жива, еле хожу. Но не унываю, все терплю и Божьей помо щью снова работаю. Надо всеми силами помогать Духовному Возрождению России пока совсем не одолели силы Зла», — пишет она мне в конце 90-х. Не пишет только о том, что живет на жалкую пенсию, не может оп лачивать квартиру, хранящую память о муже. Сколько истинно православного тер пения, сколько мудрости в этой удивитель ной женщине, подвижнице... Ежегодно едет она в Верколу, где могила Федора Александ ровича и его музей. Встречается с читателя ми, журналистами, актерами и режиссером спектаклей, поставленных по его романам. Особые силы были нужны для работы над материалами незаконченной рукописи. В журнале «Нева», где в 1958 году был издан первый роман «Братья и сестры», впервые издаются двадцать глав «Чистой книги». Первые заметки к роману-эпопее были сделаны еще в 1958 году: «Врусском народе живет предание о чистой книге, написан ной самим Аввакумом незадолго до казни... Человек, сподобившийся прочитать эту книгу, прозревает на всю жизнь... Он пости гает всю правду жизни, и он знает отныне, как жить и что делать. Но чистая книга дастся только чистому человеку. И до нее надо дорасти. Отсюда принцип нравствен ного самоусовершенствования...» 3 марта 1975 года я получила письмо Федора Александровича, в котором он бла годарил за приглашение в гости, в Сибирь. «...Но едва ли соберусь. Хочется разобрать ся со всякой текучкой и засесть за роман. Это, вероятно, будет самое серьезное, что я напишу... «Над чем работаю? Если говорить о главной работе, над которой размышляю многие-многие годы, — рассказывал он в 1982 году корреспонденту еженедельника «Книжное обозрение», — это книга о Рос сии, о социальных и духовных исканиях Рос сии в канун революции». Людмила Владимировна вспоминала: «Постоянно тревожили Федора загадки рус ской истории, русского характера». Над заваленным бумагами и письмами рабочим столом, стоящим у окна с видом на набережную Невы, книжные полки: Ка рамзин, Соловьев, эпос, фольклор, предания народов мира, этнографические пособия, подборка информации о северных областях. Только лишь глядя на эти книги, можно было понять, как в последние годы жизни Федор Абрамов поднимался все выше над про странствами России, все глубже проникал в лабиринты времен, по которым идут наро ды, перебрасывался из прошлого в будущее, прислушивался к голосам поколений ушед ших и нынешних, искал перекрестки исто рии, философских и религиозных учений, и все это затем, чтобы по мере возможности заглянуть вперед, прозреть будущее России. В незавершенной «Чистой книге» он избрал для этих странствий во времени-простран стве Махоньку. Портрет Махоньки, северной сказительницы Марии Дмитриевны Криво- поленовой, висит в его кабинете рядом с фотографией матери. Не лицо — лик. Ши роко расставленными глазами всматривает ся Махонька во что-то, что видит только она. Интуиция женская, пророческая — он видел ее и в веркольских «жонках». «Все слушал бы их...». А они ему: «Споем тебе частушки, толь ко с картинками, смотри дак...». Вместе с другом Федор Александрович побывал в местах, связанных с именем гени альной сказительницы. «Мария Дмитриевна Кривополенова знала столько былин, скоморошин, сказок, песен, что память ее кажется совершенно необычной для привычных измерений. Моя пинежанка... Как все люди, Махонька ходи ла по земным дорогам и лесным тропкам, по лугам. Но она еще ходила по векам. Но у ней были еще особые дороги, которые были закрыты для других. Она еще ходила по векам русским, по дальним дорогам исто рии...» 205
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2