Сибирские огни, 2005, № 12
тивных» сел в нынешней «Россиянин». По чему бы и нет? Урбанизация — процесс ис торический. И это моя бабушка говорила: «Уронишь хлеб, поцелуй, попроси проще ния». Не знаю, чему учила бабушка нынеш него модного литератора, который так мило шутит: «Хлеб? Какой’? Вот круассаны с кофе в Париже — это хлеб». И в ток-шоу девушка говорит о стоящем рядом провинциале: «С его умишком только в земле копаться, а я достойна в жизни лучшего, чем дергать за сиськи коров». «Я не согласен, что нужно опираться на колхозы и совхозыи вкладывать в них сред ства, куда вкладывать деньги — но должен решать рынок» — заявляет россиянский уче ный. Еще более решителен россиянский по литик: «Разрушить большевистскую общи ну — колхоз!». В советское время в помощь тружени кам села выпускались тысячи тракторов, зер ноуборочных комбайнов. На уборку урожая в села приезжали рабочие, студенты, школь ники. Теперь, как следствие россиянской политики чудовищного натиска на сельскую общину, — запустение земель, скупаемых за бесценное теми, кто «из грязи в князи», сброс скота на убой, брошенные на выжи вание крестьяне. Деревню убивают. Деревня умирает. — Бабушка, почему мы не летаем? — Будешь хорошая, будешь летать. — А ты? — Ия плохая. Люди плохи, оттого и не летают. Землю испортили, убивают друг друга... — А земля Богова, — сказала моя ма ленькая внучка. Подраставшая в деревне, она вряд ли когда-нибудь сможет понять, что оз начают слова думской депутатки с неприлич ной фамилией: «Земля — это рыночный механизм». Как-то в городе мне приснился стран ный сон. Внешне в нем не было ничего осо бенного. Снился вырастающий у меня на глазах из земли зеленый кулечек растения. Но было в этом сновидении ощущение жи вого, одухотворенного и как бы даже нема териального тела земли и, более того, моего необъяснимого никакими словами полного единства, единокровия с землей. Видно взыг рали во мне крестьянские гены. В деревне — славянское эхо веков — незнакомому человеку всегда говорили и говорят «здравствуйте». А мы говорим тебе, деревня — прощай? «...Россия прощается навсегда со сво ей тысячелетней избяной историей, это писатель-«деревенщик» Федор Абрамов го ворил еще в доперестроечное время и спра шивал всех нас, — а может ли дерево жизни быть вечнозеленым и плодоносить, если у него подорвана корневая система?» * * * «Клянусь честью, ни за что на светеянехотел быпеременитьОте чество илиисториюнаших предков, какуюдал нам Бог». А. Пушкин «Сложноорганизованнымсисте мамнельзя навязывать пути их раз вития. Скорее необходимо понять, какспособствовать их собственным тенденциямразвития» И. Пригожин, лауреат Нобелевской премии «Русь, чего-то тебе захотелось немецких поступов и обычаев?» Протопоп Аввакум — Господи, почему у России отнята «Чистая книга»? Недостойны? — с болью вырвалось у жены Федора Абрамова, когда она, не помня себя, выбежала из больницы, где сообщили о его смерти. А было ему в том 1983-м 63 года. Он успел создать свою русскую, деревенскую эпопею в четырех романах, были написаны и рассказы, и повести, и публицистические статьи, но из книги, которую считал главным смыслом своего писательского труда, напи сал только двадцать глав. Я показала директору телестудии теле грамму о смерти Федора Александровича, присланную моей университетской настав ницей, духовной матерью Людмилой Влади мировной Крутиковой-Абрамовой. Юлиан Аронович Вишневский дал согласие на ко мандировку в северную деревню Верколу, просил заехать на Ленинградское телевиде ние, привести спектакль по роману Абра мова «Дом» и сказал: «Поклонись от меня, от неизвестного ему, но любящего его чи тателя». «...Снова я приехал в Карпогоры, сно ва из-под крыла самолета вдруг выскочи ла, вылетела зеленая, ни с чем не сравнимая краса пинежских лугов, река в песчаных берегах...» То, о чем писал Федор Александро вич, увидела и я с самолета, в котором ле тела на похороны с другими близкими ему людьми. Траурной процессией мы шли от аэро порта по главной улице поселка Карпогоры. Почетным караулом стояли вдоль дороги высокие с маленькими окнами северные дома. Серое, пасмурное небо мая низко опу стило темное полотнище туч. Где-то впере ди это небесное знамя склонялось все ниже, к проблескам прощального заката. Люди выходили из домов, вливались в нашу колон ну. У ворот стояли старухи. Дети стайками 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2