Сибирские огни, 2005, № 12

но, раскопать, что А. Блок был масоном-ро- зенкрейцером, опираясь на смутное свиде­ тельство А. Белого о миссии загадочной А. Миндловой в Москве 1910 года: вместе с Вяч. Ивановым он должен был ехать в Ита­ лию, в Ассизи, где «должна произойти наша встреча с розенкрейцерами». Почему бы и А. Блока сюда не подверстать, ведь он был в Италии годом раньше. Можно покопаться и в другом — отношениях А. Блока с матерью и женой, о чем так любят писать западные «слависты». Так, едва начав главу о Блоке в «Истории русской литературы. XX век. Се­ ребряный век» (М., 1995), Ж. Нива пишет: «Из исключительно сильной привязанности (А. Блока. — В. Я.) к матери — самобытной, художественно одаренной натуре, подвер­ женной нервным припадкам и всю жизнь нуждавшейся в лечении... —родилась и бло­ ковская идеализация Женщины и невозмож­ ность земного воплощения этой любви. В воспоминаниях Любовь Дмитриевна призна­ ется, что брак их несколько месяцев оставал­ ся фиктивным: привыкший к проституткам (и периодически болевший венерическими болезнями), Блок объяснял жене, что им сле­ дует избегать физической близости». И т.д. и т.п. Так что почва для «журналистских рас­ следований» есть. Дерзайте, Лимоновы! И все-таки закончить хотелось по-бло­ ковски, позитивом. «Были у некоторых тол­ кователей Блока попытки нарисовать сата­ нинскую схему творчества Блока и цитата­ ми из «Добротолюбия» доказать демоничес­ кий образ поэта. Хотели даже в самой после­ довательности распределения стихотворных циклов Блока увидеть пародию на структу­ ру православного богослужения, а в «Две­ надцати» — предел и завершение блоковс­ кого демонизма и пародию на Христа и апо­ столов с именами красноармейцев: Ванька, Петруха, Андрюха, т.е. апостолов Иоанна, Петра и Андрея. Все это, м.б., и так; несом­ ненно, что Блок был в «прелести» и знал под­ линные бесовидения. Но все же нельзя за­ бывать и всего остального в его творчестве. Как-то хочется другого суда над Блоком, бо­ лее справедливого и сочувственного. Тем, кто любит поэта и знает в нем, кроме этих темных теней, еще и другого Блока, лазур­ ного, светлого и детски нетронутого, такие обличения кажутся односторонними и жес­ ткими... Блок искал, следовательно, впадал в противоречия, но не переставал искать и под конец жизни нашел Бога и Христа». (Алек­ сандр Блок: pro et contra. СПб, 2004). Что осо­ бенно ценно, написал это священнослужи­ тель, архимандрит Киприан (Керн) из рус­ ского зарубежья 40-х годов. Но вот что интересно, найти «своего» Христа А. Блоку помогла Революция. Как бы неожиданно это ни звучало для нас. Просто надо учиться понимать чужое, иное время. Уметь входить в него, оставляя за плечами «литературу», то есть буквы написанных строк, и постигая дух Поэта и его Поэзии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2