Сибирские огни, 2005, № 12
ции», есть «профанация высокой поэтичес кой идеи» поэта о «кораблях», входящих в ассоциативный круг образа Прекрасной Дамы (лирическая поэма 1904 года «Ее при бытие» предварительно называлась «Прибы тие Прекрасной Дамы»). Отсюда и радость Блока от гибели «Титаника» как торжества стихии, уже тогда отождествлявшейся с ре волюцией. Но если стихия-революция — «бытийная категория», нечто, «простираю щееся по ту сторону добра и зла», то есть растворяющее «все ценности, смыслы и зна ки... культуры», то как тут не вспомнить «Двенадцать»! Ведь гибель «Титаника», «Двенадцать» и «Скифы», по А. Лаврову, — «явления одного порядка». Нет, видно без магии чисел и тут не обошлось: 12 -й год как год океанской и человеческой катастрофы и « 12 » как главное число поэмы и революции объединились, может, и помимо воли иссле дователя в одну смысловую цепочку. 5. «Белиберда бедного графомана...» Невольно воскликнешь: что бы делали блоковеды разных поколений, если бы Блок не написал свою январскую поэму, ограни чившись «Балаганчиком»! Кстати, почему бы тогда не связать два произведения, отда ленных друг от друга опять же 12 -ю годами, «Балаганчик» и «Двенадцать», с помощью поэтического цикла М. Метерлинка «Двенад цать песен», переведенных и опубликован ных в 1905 году Г. Чулковым — тем самым, который подал поэту идею пьесы? Тем бо лее что о влиянии цикла писал сам А. Блок в примечаниях к «Балаганчику»-стихотворе- нию. Заметивший влияние, но не заметив ший цифры А. Лавров в другом «этюде», кажется, будто что-то упустил. Нет, с таким обилием цифры « 12 » в литературе, жизни и эпохе начала века А. Блок просто не мог не написать именно такую поэму именно с та ким названием. Л. Аннинский, критик, пишущий обо всех и обо всем в немного устаревшей ма нере своего учителя-парадоксалиста и дис сидента А. Синявского, к счастью, не зацик ливается на неразгадываемых сфинксообраз ных «Двенадцати». В своей книге «Серебро и чернь», открываемой лит. портретом А. Блока, вернее его «менталитетом» (книга — «не история поэзии. Это история ментали тета», — пишет автор), критик называет «главным произведением Блока» поэму «Возмездие». Но «собрать энциклопедию русской жизни, собрать вселенную» в этом произведении поэту не удалось, и из оскол ков несобранного он, по Л. Аннинскому, и «собирает «Двенадцать». Двух абзацев, в которых говорится о «подстраивании к хао су» и растаскивании «осколочной» поэмы на «кусочки» лозунгов-плакатов, критику вполне хватило. С ней ведь и так давно все ясно. В отличие от глубокомысленных А. Эткинда, С. Слободнюка и Б. Гаспарова. Даже «серебро» и «чернь» некогда было отыскивать. Хотя автор и утверждает чуть ранее, что «блоковское серебро... вытесня ет в сознании читателей все другие цвета...» Вряд ли все-таки вытесняет. Наверное, пото му, что исследователи это серебро у А. Бло ка вообще не находят. Например, Л. Красно ва приводит такую статистику цветоупотреб- ления в поэзии Блока: «Белый— 28, 5%, чер ный — 14%, красный — 13%, желтый — 1,5 %». Ей, ученице другого Эткинда, Ефима, веришь больше. Но, по крайней мере, ясно, что о «Двенадцати» Л. Аннинский написал такой «кусочек» из-за отсутствия «серебра» в поэме. Таким образом, однобокость, об щепринятая по отношению к А. Блоку, и тут дает о себе знать. Впрочем, всех, наверное, перещеголял Э. Лимонов. В своей книге-лимонке «Свя щенные монстры» (М., 2003) он назвал А. Блока «гениальным п...страдателем». Отни мая у В. Сорокина славу главного загрязни теля русской литературы, он пишет, напри мер, такое: «Через всю жизнь Блок пронес очарование проститутками». И в «Двенад цати» он, Э. Лимонов, заметил только, что героиней поэмы является «еще одна блоков ская стерва — Катька». Это вам не «катар сис» А. Плитченко и не «серебро» Л. Ан нинского. Это п-страдания самого автора книги, амбициозного полуграфомана, «пе- ресорочившего» (Т. Иванова) самого мэтра непотребной литературы. Перефразируя Э. Лимонова, который замечательно написал в конце блоковской главы: «Блок, конечно, не Великий поэт», скажем, что «Блок, конечно же, Великий поэт». Как бы ни упражнялись его критики, от В. Буренина до Э. Лимонова. Разве не похожи на лимоновскую циничную бесце ремонность следующие слова одиозного фельетониста из «Нового времени»: «Набор слов, рифмованная бессмыслица... белибер да бедного графомана»? Хоть и написано это в 1904 году, почти за сто лет до Э. Лимонова. 6. «Хочется другого суда над Блоком...» Видимо, все пишущие о Блоке делятся на тех, кто не слышит поэта и его музыки и не видит его русской белизны, красной кро ви его стихов, и тех, кто слышит его и видит. Последние пишут не «критику», а литерату ру. И потому из А. Блока вышла вся советс кая литература, начиная от Б. Пильняка и В. Зазубрина, Вс. Иванова и А. Толстого, Л. Сейфуллиной и М. Булгакова. Можно, конеч 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2