Сибирские огни, 2005, № 12
жем белье сектантского мировоззрения, Христа приятнее видеть «мужедевой». Имен но таким, по его разысканиям, представляли Спасителя «немецкие барочные мистики, американские шейкеры», а также Бердяев с Клюевым. Тут и Д. Мережковский кстати, который «сообщает», что «в античных мис териях... распятый значит то же, что и каст рированный». К чему вся эта свалка знаний, больше похожих на подглядывание в щелку за инти мом древних? А к тому, чтобы «кастриро вать» «Двенадцать» и многострадального Петруху в том числе. «Преображение мира связано с преображением тела. Чтобы от речься от старого мира, надо отречься от своего пола», — не пишет, а возглашает А. Эткинд. Все потому, что у А. Блока есть та кая строка: «Что ты, Петька, баба што ль?» Да и ведет он себя как Аттис (древнегречес кий герой стихотворения Катулла и статьи А. Блока «Катилина») после кастрации: «Он головку вскидавает, \ Он опять повеселел». И как легко тогда представить двенадцать красногвардейцев во главе с Христом сек тантами — хлыстами или скопцами: «Итак, Катилина предвестник, Христос — вестник, а новый мир — осуществление» некоей вес ти. Наверное, о бесполом мире. То, что А. Блок писал о ненависти к «женственному призраку» Христа и о «римском большеви ке» Катилине, А. Эткинд радостно выделил для себя «жирным шрифтом» и выстроил целую концепцию, глубоко безнравствен ную, по сути. И это А. Блок, который не терпел и бо ялся всякой профанирующей однобокости? Может быть, и гением он себя назвал, пото му что «Двенадцать» получились настолько неоднобокими, настолько всеобъемлющи ми, что любая интерпретация меркнет пе ред правдой самого текста. Но интерпрета торы не успокаиваются. С. Слободнюк, на пример, никак не мог обойти А. Блока и его поэму в своей «дьявольской» книге «Иду щие путями зла...» Древний гностицизм и русскаялитература 1880-1930 гг.»(СПб, 1998). А как же иначе, ведь первая ассоциация от «полуночной» цифры « 12 » — шабаш нечи стой силы: «Именно двенадцатый (!) час слу жил началом безумию демонических иг рищ... шабаш проходил либо с 9 до 12 ночи, либо с 12 до 4 утра», — осведомляет нас зна ющий автор. Тут и цитата из поэмы готова, подтверждающая, что «ночь, вьюга, буря обязательные атрибуты дьявольских собра ний». А уж без альбигойцев и катаров (вот вам, А. Плитченко, и «КАТАРсис»!) и вовсе нельзя обойтись: свидетельствовали же они о демонической природе Христа, значит, надо им верить. Правда, к концу главыо «Две надцати» автор, видно, убоявшись то ли Хри ста, то ли бездны своей премудрости, пошел на компромисс: «Можно утверждать, что в «Двенадцати» Блоком создано, по меньшей мере, два мира: мир Христа и мир Анти- Христа». Слава Богу! Пришел к тому, о чем в любом учебнике написано. 5. «Явления одного порядка...» Впрочем, не в любом. Так, недавнее издание ИМЛИ им. А.М. Горького «Рус ская литература рубежа веков. 1890-е - нач. 1920-х гг.» (М., 2001), адресованное в том числе и «преподавателям словесности, охот но цитирует уже помянутого Б. Гаспарова, знатока святочных обрядов. Однако данное издание ссылается на другую работу учено го, который нашел «совпадение стихотвор ного размера (4-стопный хорей с перекрест ной рифмовкой) и воспроизведение диало гических реплик» последней главы «Двенад цати» и стихотворения А. Пушкина «Бесы». Как же, написал ведь поэт «в Дневнике нака нуне начала работы над поэмой 5 января 1918 года из этих «Бесов»: «Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают». Отсюда, продол жает Б. Гаспаров, и «особенная настроен ность поэмы Блока на пушкинских «Бесов». Но разве неведомо уважаемым ученым, что и дневник, и записные книжки, и пись ма, и стихи так и пестрят разнообразными записями, намеками и сопоставлениями в расчете на будущее возможное воплощение. Грубо говоря, А. Блоку «про запас» нужен был весь мир, в большом и малом, чтобы написать стихотворение или поэму. Не зря в предисловии к «Возмездию» он ставил в один ряд по своей важности такие разные собы тия, как лекция П. Милюкова, забастовки ра бочих в Лондоне, «расцвет французской борьбы в петербургских цирках». «Я при вык, — пишет А. Блок, — сопоставлять фак ты из всех областей жизни, доступных мое му зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкаль ный напор». Эту музыку блоковского твор чества часто и не слышат исследователи. Может быть, отдельные ноты или обрывки мелодий. При этом не перестает удивлять просто- таки завороженность многих интерпретато ров А. Блока его «Двенадцатью», особенно в цифровом выражении поэмы. Для этого часто, действительно, достаточно дневнико вой записи. Так, А. Лавров написал целый этюд в своей книге «Этюды о Блоке» (СПб, 2000) «Блок и «Титаник»». 5 апреля 1912 года Блок записал в дневнике: «Гибель «Титани ка», вчера обрадовавшая меня несказанно (есть еще океан)». Мысль исследователя. Работающая в ракурсе блоковской оппози ции «культура — цивилизация», кажется, ясна: «Титаник», принадлежа «цивилиза 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2