Сибирские огни, 2005, № 12
шит В. Брюсовым. Чуть ли не до прямых со впадений доходило. «По улицам узким, и в шуме, и ночью, в театрах, в садах я бродил...» — у В. Брюсова. «В кабаках, переулках, из вивах...» — у А. Блока. «La belle dame sans merci» у В. Брюсова и Прекрасная Дама у А. Блока. «Она прошла и опьянила Томящим сумраком духов...» и «Дыша духами и ту манами...» у А. Блока. «Уличная» и «Про хожая» у В. Брюсова и «Незнакомка» у А. Блока. «Фабричная» у В. Брюсова и «Фаб рика» у А. Блока. Сравнения можно мно жить и множить. И то, что «Балаганчик» — пьеса времен первой русской революции, у В. Брюсова вызвал настоящий восторг, можно назвать кульминацией этого ученичества. Именно после этого («перечел Ваш «Балаганчик». Прекрасно, хорошо совсем», — писал он А. Блоку) он включает Блока «в священное чис ло семи современных поэтов: Сологуб, 3. Гиппиус, Бальмонт, я, Вяч. Иванов, А. Бе лый, А. Блок — вот эти семь...» (письмо П. Перцову 5 апреля 1906 г.). Заметим, что все они — символисты-декаденты, мистики-ар хаисты, которые не могут писать о современ ности, не думая о Древних Греции и Риме, Вавилоне или Ассирии. Культура у них неиз менно побеждала злобу дня, то есть реализм. И потому о революции тот же В. Брюсов написал с точки зрения гуннов, как Д. Ме режковский — Хама. «Но вас, кто меня унич тожит, Встречаю приветственным гимном», — писал он в «Грядущих гуннах». Во имя чего это влечение к смерти, от куда любовь к варварам у интеллигента? «Оживить одряхлевшее тело \ Волной пыла ющей крови», — отвечает сам себе В. Брю сов. «Сложите книги кострами... Творите мерзость во храме», — подзадоривает поэт- гунн. «А мы, мудрецы и поэты \ Унесем за жженные светы \ В катакомбы, в пустыни, в пещеры», — уступает свое место другим уставший от славы В. Брюсов. Культура дол жна обновляться, искры от вандалистского костра должны зажечь свет нового искусст ва, революция — это единство разрушения и строительства, кощунства, «мерзостей» и «пылающекровной» святости — таков кате хизис революционера пятого года. 4. Пьеро В этом брюсовстве и состоит загадка «Балаганчика». Мистики ждут «деву из даль ней страны», но почему-то в «театральной комнате» вместе с сидящим у окна Пьеро, который в свою очередь ждет Коломбину. Но явившаяся наконец-то Она не имеет сущности, кроме разве что пола. «Необык новенно красивая девушка» в белом и с ко сой за плечами можно принять и за «тихую избавительницу» мистиков и за Коломбину, невесту Пьеро. В обществе укравшего ее Арлекина она вдруг становится картонной. После его позорного провала «вверх нога ми в пустоту» сквозь нарисованную на бу маге «даль» она принимает образ то Смерти «в длинных белых пеленах» и косой («лезве- ем») на плече, то «красивой девушки Колом бины». Но внезапно «все декорации взвива ются и улетают вверх. Маски разбегаются», и на сцене остается один Пьеро, страдаю щий о своей «картонной невесте». Так и А. Блок остался один, опознав в мистической «деве», своей Прекрасной Даме всего лишь картон, то есть одни слова, риторику, суету и чепуху. Мистика оказыва ется не религией (о разнице этих понятий он напишет в дневнике в период создания пье сы — январь 1906 г.) Апокалипсиса, а клоу надой. Не революцией духа, а гастрономи ческой принадлежностью: у Паяца, един ственный раз появившегося на сцене, течет вместо крови «клюквенный сок». Нужно, по В. Брюсову, «оживить одряхлевшее тело вол ной пылающей крови». Клюквенный сок должен весь вытечь, «картон» должен сго реть на кострах вандалов, «маски» должны «разбежаться», чтобы произошла подлинная революция, а не балаганное действо. А. Блок понял, а В. Брюсов почувство вал это раньше своих соратников по симво лизму — разгневанных А. Белого, С. Соло вьева и других. Особенно А. Белый, назвав ший пьесу «издевательством» над идеалами. В своих наиболее полных «Воспоминаниях о Блоке» он писал: «Вместо души у А. А. разглядел я «дыру», то — не Блок: он в моем представлении умер». Лишь в «Петербур ге», писавшемся позже, он поймет, что 1905 год был подлинно революционным. А. Блок опередил своего друга-врага на пять лет, взор вав бомбу «Балаганчика» за двенадцать лет (опять эта революционная цифра!) до «Две надцати». Соблазнительно сравнить эти два так похожих и не похожих друг на друга произ ведения — «Балаганчик» и «Двенадцать». Тем более что сам А. Блок дал для этого вес кий повод, «процитировав» в поэме главную коллизию пьесы — любовный треугольник Пьеро - Коломбина - Арлекин, так похожих на Петьку - Катьку - Ваньку. Но только кровь в «Двенадцати» льется уже настоящая, а не соковая, потому что Катька сделана не из картона, а из человеческой плоти. Да и Петь ка здесь уже не один на сцене остается, а вливается в отряд красногвардейцев. И к нему ведь, как и к одиннадцати других тоже при соединяется Христос, посвящая его в апос толы революции. Это уже не мистика, а под линная религия революции: вчерашний Петь- ка-Пьеро из «балаганчика» идет сквозь вью гу и хаос старой России (писатель-вития, дол 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2