Сибирские огни, 2005, № 12
— «Россия» («Жена моя») — «народ». «Две надцать», таким образом, не количество, а числовой символ нового советского бога. 2. Сумятица Впрочем, «Двенадцати» традиционно придают значение большее, чем оно долж но бы иметь в поэзии А. Блока. Эта поэма — не более чем итог творчества, подведенный поэтом сразу же после Октября. И сам ее текст — не более чем репортаж, передан ный словами только из-за отсутствия аудио визуальной техники в то время: диктофонов, телекамер («музыку революции» надо пе редавать адекватными способами!). Не зря «Двенадцать» первоначально напечатаны в газете и поэт скоро о своем уличном детище предпочитал не вспоминать. Да и революций в жизни и творчестве А. Блока было много, чтобы придавать та кое значение одной из них. Может быть, как раз двенадцать. Половину можно попробо вать перечислить: Издание рукописного шах- матовского журнала 1894 - 97 годов, серьез ное увлечение театром 1895 - 99 годов, зна комство с JI. Менделеевой 1898 - 02 годов, знакомство с Вл. Соловьевым и его поэзией 1900 - 01 годов, женитьба на «Прекрасной Даме» в 1903 году, выход сборника «Стихи о Прекрасной Даме» в 1904 году, «Балаган чик» и конфликт с соратниками-символис- тами в 1906 году. Ряд этих значительных событий в его жизни приводит к подлинной революции и в его творчестве, и в русской поэзии в целом, совпадая с первой русской революцией. На роднически «кающийся дворянин», дека дент-индивидуалист, струве-бердяевский «легальный марксист», соловьевец-софиа- нец, человекобог или богочеловек, «инте риндивидуал» (А. Белый) или интернацио налист, а может быть, «мистический анар хист»? Все бурлило и варилось тогда в котле закипающей революции. Любая идея в лю бой сфере — социальной, философской, религиозной, литературной — была чревата революцией. А. Блоку увиделось другое: не котел, а балаган, которому уменьшительный «-чик» добавил легкомыслие театральности. Не ре волюция, а игра, не кровь, а сок, не глубина, а самая пошлая, нарисованная на бумаге поверхностность. Такая революция, при ко торой вчерашние декаденты К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Минский, Тэффи, Саша Черный и будущие «сатириконцы» печатаются в большевистских изданиях, может вызвать только разочарование. Слишком общ и не ясен посыл, слишком грандиозна цель и чрез вычайно неясен бог этой революции. Выше, небеснее, святее, многоиспостаснее он Бога церковного, православного или ниже, зем- нее, определеннее его лик — решить было невозможно. Что и говорить, если даже сан и пол божества не различим: София-Бого- матерь (по Мережковскому-Гиппиус), Не знакомка или даже андрогин? Это напряжение и хаос сумятицы пер вой русской революции А. Белый выразил в своем «Петербурге», романе, начинающем ся с 1905 года и с бомбы террориста Дудки- на. Он углубил революцию от бомбы до кос могонии, от Медного Всадника до Христа. Но тут же и усомнился: углубил или обес смыслил, разгадал или запутал? 1905 год, по А. Белому, завязал в один клубок (символ!) ВСЕ проблемы той эпохи. Блок там почему- то оказался в маске военного-офицера Сер гея Сергеевича Лихутина; он здесь лишь об манутый муж своей недалекой жены Софьи (!). Между тем именно 1905 год сделал А. Блока знаменитым: первая книга стихов, как нарочно, помечена этим знаковым годом (вместо подлинного 1904-го). Так Прекрасная Дама оказалась революционер кой. Но больше нравилось в ней другое. Так, недолгий друг поэта Сергей Соловьев писал: «... Я не видал книги такой цельной и строй ной. Она вкусна с начала и до конца, и от нее не получается никакого осадка, как от Брюсо ва. И, знаешь что: она производит впечатле ние прямо христианское и потому противо положное Брюсову...»(31 октября 1904 года). 3. Брюсов С. Соловьев будто сглазил. Именно Брю сов, откровенный спирит и оккультист, сме явшийся вместе с Бальмонтом над Христом (см. его дневники), стал тем, кто совлечет А. Блока с его небесного пути на землю, под вигнет к «низким», телесным краскам, те мам, героям. Тому, что Прекрасная Дама передаст эстафету ресторанной Незнакомке тоже во многом повинен В. Брюсов. Восторг А. Блока от его «Urbi et orbi» (1903), заста вивший назвать Брюсова своим учителем, длился года полтора. Но его демонический яд воздействовал еще дольше. И, возможно, эти слова из рецензии В. Брюсова побудили А. Блока к поэтическому перевороту: «Блок бесспорно маленький maitre в нашей поэзии. Но все новое, что напишет Блок, в лучшем случае развивают его ранние произведе ния... Блок списывает сам у себя, повторяя раз удавшиеся приемы, раз найденные об разы... Хотелось бы ошибиться..., верить, что Блоку еще суждены новые откровения, новые пути». И А. Блок дерзает вступить на этот но вый для него «брюсовский» путь. Тема го рода, вернее жуткого «Урби» вместо усадеб но-дворянского Шахматова прямо-таки ды 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2